Условия и основания задержания подозреваемого.

 
Условия и основания задержания подозреваемого.

В статье 32 Основ уголовного судопроизводства (ст. 122 УПК РСФСР) дается исчерпывающий перечень оснований, при нали­чии которых данная мера процессуального принуждения может быть применена:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда очевидцы, в том числе потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основания подозревать ли­цо в совершении преступлений, оно может быть задержано лишь в том случае, если покушалось на побег или не имеет постоянного места жительства или не установлена личность подозреваемого.
Расширительному толкованию данная норма не подлежит, поэ­тому задержание, проведенное по любым иным основаниям, явля­ется заведомо незаконным.
Закон и ведомственные нормативные акты достаточно подроб­но регламентируют процедуру доставления в органы внутренних дел и оформления протоколов на лиц, заподозренных в соверше­нии преступлений.
Разбирательство обстоятельств доставления в орган внутрен­них дел любого лица начинается в дежурной части. При этом оперативный дежурный по отделу милиции обязан:
· выяснить обстоятельства доставления либо соответствие до­ставления документам, на основании которых оно проведено в том случае, если доставлено лицо, в отношении которого имеется по­становление о задержании;
· принять незамедлительные меры к установлению личности до­ставленного, если же доставленное лицо не имеет постоянного места жительства и занятий, дежурный через адресное бюро обя­зан проверить наличие предостережения о прекращении им бро­дяжничества.
Порядок документирования доставления зависит от того, кем именно доставлено лицо, заподозренное в совершении преступле­ния. В случае, если доставление произведено гражданами либо членами добровольной народной дружины, дежурный составляет протокол заявления с заполнением обязательных реквизитов, при­чем непременно должно быть указано точное время доставления.
При необходимости оперативный дежурный обязан организо­вать получение объяснений от очевидцев и граждан, принимав­ших участие в задержании.
Если же правонарушитель доставлен работниками милиции, то от них должен быть получен рапорт с изложением обстоятельств правонарушения, мотивов и времени доставления.
Последнее обстоятельство особенно важно для последующего исчисления срока задержания.
После получения рапорта о доставлении либо составления про­токола, заявления факт доставления регистрируется в книге учета лиц, доставленных в ОВД, с последующим отражением в ней ре­зультатов рассмотрения материала.
При установлении в действиях доставленных признаков пре­ступления оперативный дежурный поручает дальнейшее разбира­тельство работнику органа дознания или передает материалы сле­дователю (если преступление подследственно следователю). До принятия решения доставленный может содержаться в де­журной части, однако не более трех часов. Из этого ограничения вытекает, что решение о применении или неприменении задер­жания должно во всех случаях быть принято в срок, не превы­шающий три часа.
До решения вопроса о задержании доставленный находится в комнате для содержания лиц, задержанных в административном порядке. Перед помещением туда доставленного оперативный де­журный либо иное лицо по его поручению должны в присутствии понятых провести личный обыск правонарушителя с целью: обна­ружения и изъятия вещественных доказательств, предметов, за­прещенных к ношению и хранению, предметов, запрещенных к хранению в камерах ИВС или в комнатах для содержания лиц, задержанных в административном порядке, и для обеспечения безопасности работников милиции и самих задержанных. О ре­зультатах личного обыска составляется протокол, подписываемый лицом, его составившим, обысканным и понятыми.
В ряде случаев личный обыск предшествует задержанию. Бо­лее того, иногда именно результаты личного обыска лица, достав­ленного в связи с правонарушением, становятся основанием для возбуждения уголовного дела и задержания подозреваемого (об­наружение наркотиков, запрещенного к ношению оружия и т.д.).
Дальнейшее решение в отношении доставленного принимается лицом, которому поручено рассмотрение материала.
Результаты проверки, проведенной работником дознания, до­кладываются начальнику органа внутренних дел, который, получив представленные материалы, при наличии к тому оснований прини­мает решение о возбуждении уголовного дела и задержании подо­зреваемого. В этом случае протокол задержания составляется ли­цом, которому поручено проведение дознания, и подлежит обяза­тельному утверждению начальником органа дознания. Решение о задержании, принятое следователем, и протокол задержания утверждению не подлежат.
Протокол задержания составляется в трех экземплярах: один приобщается к уголовному делу, другой вручается администрации места содержания задержанных, третий хранится в дежурной ча­сти. При избрании задержанному меры пресечения в виде заклю­чения под стражу протокол задержания приобщается администра­цией СИЗО, ИВС к личному делу арестованного. Это необходимо для правильного исчисления срока предварительного заключения под стражу, поскольку, согласно ст. 97 УПК РСФСР, в срок пред­варительного заключения под стражу входит и период задер­жания.
Содержание протокола определено ст. 122 УПК РСФСР, а также общими правилами составления протоколов следственных дейст­вий, регламентированных ст. 141 УПК РФ.
В протоколе задержания в обязательном порядке должны быть указаны: дата (день, месяц, год), время (час), место составления протокола, время доставления в, орган дознания или время факти­ческого задержания, должности, звание должностного лица, со­ставившего протокол, анкетные данные задержанного, основания и мотивы задержания, объяснения задержанного, а также квали­фикация преступления, по подозрению в совершении которого он задержан.
Объяснения задержанного, подлежащие занесению в прото­кол - это устные заявления и пояснения, сделанные им по пово­ду задержания и подозрения его в совершении преступления. Они даются добровольно, не в порядке допроса и не заменяют его. Если задержанный не сделал никаких заявлений и пояснений по своей инициативе, то перед составлением или при составлении протокола следует спросить у него, не желает ли он дать каких- либо объяснений в связи с его задержанием. Если такое желание не выражено, то об этом делается соответствующая отметка в протоколе.
Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и задержанным.
В органах внутренних дел предусмотрена форма протокола задержания, в которой содержатся реквизиты для отражения обя­зательных сведений. Согласно инструкции о работе изоляторов временного содержания, туда не принимаются лица, в отношении которых протоколы задержания оформлены с нарушением требо­ваний уголовно-процессуального законодательства и Закона РФ «О содержании под стражей лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Протокол задержания яв­ляется документом, на основании которого администрация ИВС помещает доставленного в камеру для задержанных или в иное помещение, специально оборудованное для этой цели и отвечаю­щее требованиям Закона РФ «О содержании под стражей лиц подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Администрация ИВС несет ответ­ственность за соблюдение установленного порядка и условий со­держания задержанного с момента принятия его для помещения в указанное место. Поэтому факт и момент принятия задержанно­го должны быть зафиксированы в учетной документации ИВС и подтверждены подписями лиц: передавшего и принявшего задер­жанного.
Тем не менее, при составлении протокола задержания допуска­ется немало ошибок. Зачастую в протоколах указывается одно время их составления и фактического задержания, хотя в боль­шинстве случаев он составляется по истечении некоторого време­ни после доставления и фактического задержания. Нередко осно­вания задержания, указываемые в протоколе, не соответствуют фактическим основаниям, вытекающим из материалов уголовного дела. Не всегда в протоколах задержания указываются мотивы задержания либо в графе «мотивы» содержится ссылка на факт совершения преступления. Например, «за злостное хулиганство», и т.д.
Ссылка на квалификацию преступления необходима прежде всего в связи с тем, что задержание может применяться не за все преступления, а лишь за те из них, санкция за совершение кото­рых предусматривает лишение свободы. Правильная и своевремен­ная квалификация деяния, в совершении которого подозревается лицо, позволяет избежать незаконного применения задержания.
С целью обеспечения защиты прав и законных интересов за­держанных закон предусматривает подпись задержанного, а также возможность дачи им письменного собствен­норучного объяснения по поводу задержания. На оборотной сто­роне протокола содержатся также отметки о сообщении прокуро­ру и об уведомлении родственников задержанного.


Протокол задержания подозреваемого в совершении преступления

г. __________________ “___” ____________ 20__ г.

Дознаватель ____________________________________________________
(наименование органа внутренних дел
_____________________________________________________________________
; звание, ф.,и.,о.)
в соответствии со ст. 122 УПК РСФСР задержал гр. __________ ____________________________________________________________________
(ф.,и.,о., дата и место рождения,
_____________________________________________________________________
место жительства, место работы,
_____________________________________________________________________
должность)
Гр. _______________________ был задержан “____” _______________
(ф.,и.,о.)
20 __ г. в _______ ч _______ мин __________________________________.
(причины задержания)
Задержанному разъяснено его право знать, в чем он подозревается; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства; знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, а также с материалами, направляемыми в суд в подтверждение законности и обоснованности применения к нему заключения под стражу в качестве меры пресечения; заявлять отводы; приносить жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, прокурора; участвовать при рассмотрении судьей жалоб в порядке, предусмотренном ст. 2202 настоящего Кодекса.

Задержанный _______________________
(подпись)

Дознаватель _________________________
(звание, подпись)

Сообщение о задержании направлено прокурору ___________ _____________________________________________________________________
(орган прокуратуры)
в ________ ч _________ мин “____”______________ 20 ___ г.

Дознаватель _________________________
(звание, подпись)

В случае если подозреваемый отказывается от подписи, то при­меняется правило, предусмотренное ст. 142 УПК РСФСР, то есть об этом делается отметка в протоколе задержания, а подозревае­мому предоставляется возможность занести в протокол письмен­ное объяснение относительно причины отказа от подписи.
При наличии протокола задержания составления дополнитель­ных процессуальных документов не требуется.
Вместе с тем закон предусматривает возможность применения данной меры процессуального принуждения на основании поста­новления о задержании. Постановление о за­держании выносится следователем или органом дознания в том случае, если исполнение его возлагается на иных лиц, например, в другом городе, районе. В соответствии с п. 4 ст. 29 Закона о прокуратуре РФ, аналогичное постановление может быть вы­несено и прокурором. Исполнение его в этих случаях поручается органу дознания.
Иногда в этих случаях выносится и отдельное поручение. Од­нако поскольку в целях обеспечения единообразия составления такого рода про­цессуальных документов для них более предпочтительна фор­ма постановления с указанием в резолютивной части органа, ко­торому поручено его исполнение.
Наличие постановления не избавляет лицо, которому поруче­но проведение задержания, от необходимости составления прото­кола с заполнением всех необходимых реквизитов.
Чаше всего задержание на основании постановления произво­дится дежурным органа внутренних дел. В отдельных регионах широко применяется задержание оперативными дежурными и в других случаях, однако такая практика нежелательна. Задержа­ние, производимое лицом, которому поручено расследование, как правило, более продумано и обосновано.

5.1 Обеспечение прав и законных интересов задержанного.

Следователь или лицо, производящее дознание, обязаны разъ­яснить задержанному его права, установленные законом. Об этом делается отметка в протоколе задержания. Задержанный имеет право: знать, в чем его подозревают;
· требовать проверки прокурором правомерности задержания; обжаловать действия лица, производящего дознание, следова­теля или прокурора, давать объяснения и заявлять ходатайства;
· обращаться с жалобами и заявлениями в государственные ор­ганы, общественные организации и к должностным лицам;
· пользоваться своей одеждой и обувью, а также другими необ­ходимыми предметами и вещами, перечень которых определяется Правилами внутреннего распорядка в местах содержания задер­жанных.
Задержание лица является процессуальным актом, официаль­но ставящим лицо в положение подозреваемого. Подозреваемый является участником уголовного процесса, который имеет определенное правовое положение (ст. 52 УПК РСФСР). Помимо указанных вы­ше прав, он как подозреваемый вправе также представить дока­зательства, давать показания и заявлять ходатайства на родном языке, пользоваться услугами переводчика (ст. 17 УПК РСФСР), собст­венноручно написать свои показания (ст. 152 УПК РСФСР), заявлять от­воды лицу, производящему дознание, следователю (ст. 64 УПК РСФСР), переводчику (ст. 66 УПК РСФСР), специалисту и эксперту.
Право задержанного знать, в чем его подозревают, обеспечи­вается прежде всего обязанностью лица, производящего расследование, ознакомить подозреваемого с протоколом задержания (ст. 141 УПК РСФСР), где указаны основания задержания и сведения о преступлении, в совершении которого подозревается задержанный. Если задержанный дал какие-то объяснения по поводу его подо­зрения и задержания, то они заносятся в протокол. Ознакомление задержанного с протоколом удостоверяется его подписью.
Закон предусматривает подозреваемому возможность защищать­ся от подозрения. Как уже отмечалось, он вправе знать, в чем его подозревают, давать показания. Поэтому лицо, производящее расследование, обязано немедленно допросить задержанного. Если произвести допрос немедленно не представляется возможным, подозреваемый должен быть допрошен не позднее двадцати четырех часов с момента задержания (ч. 3 ст. 123 УПК РСФСР).
Перед допросом задержанному должны быть еще раз разъяс­нены его права как подозреваемому. Ему объявляется, в совер­шении какого преступления он заподозрен, о чем делается отмет­ка в протоколе допроса (ч. 2 ст. 123 УПК РСФСР).
Давать показания - это право, а не обязанность подозреваемо­го. На него не возлагается бремя доказывания своей невиновно­сти. Уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний подозреваемый не несет.
Недопустимо добиваться признательных показаний путем наси­лия, угроз или иных незаконных действий. Получение показаний таким способом наказывается в уголовном порядке.
Задержанный может заявлять ходатайства лицу, производяще­му расследование, о допросе свидетелей, назначении эксперти­зы и производстве других следственных действий по собиранию доказательств и выяснению обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Обоснованные ходатайства должны быть удовлетворены. При отказе в удовлетворении ходатайств (полном или частичном) лицо, производящее расследование, выно­сит постановление с указанием мотивов отказа, и сообщает об этом подозреваемому. Последний вправе обжаловать данное по­становление (ст. 131, 218 УПК РСФСР).
Если подозреваемый в связи с производством экспертизы по­мещается в судебно-медицинское учреждение, то он пользуется правами обвиняемого (ст. 188 УПК РСФСР). Это означает, что его обя­заны ознакомить с постановлением о назначении экспертизы (см. ч. 3 ст. 184 УПК РСФСР) и разъяснить права, предоставляемые ему в связи с производством экспертизы: заявлять отвод эксперту, просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц, пре­доставлять дополнительные вопросы для получения по ним за­ключения эксперта, присутствовать с разрешения следователя или лица, производящего дознание, при производстве экспертизы и да­вать объяснения эксперту, знакомиться с заключением эксперта (ст. 185 УПК РСФСР).
В случае удовлетворения ходатайства подозреваемого поста­новление о назначении экспертизы соответственно изменяется или дополняется, а в случае отказа - об этом выносится постановле­ние, которое объявляется подозреваемому под расписку (ст. 185 УПК РСФСР).
Если задержанным заявлено требование о проверке прокуро­ром правомерности задержания, то администрация места содержа­ния задержанных обязана немедленно сообщить об этом прокуро­ру. Требование задержанного о проверке прокурором правомер­ности задержания может быть заявлено задержанным как в уст­ной, так и в письменной форме. Об устном требовании лицо, про­изводящее расследование, составляет протокол, который подписы­вается подозреваемым и лицом, принявшим это требование.
Протокол или письменное требование задержанного немедлен­но передается прокурору, который сам избирает форму проверки правомерности задержания. Результат проверки доводится до све­дения задержанного.
Подозреваемый может обжаловать действия следователя или органа дознания , направив жалобу непосредственно в суд. Где при рассмотрении поступившей жалобы суды должны безотлагательно вынести постановление относительно законности его содержания и распорядиться о его освобождении , если задержание незаконно.
По общему правилу, заключение под стражу является прерога­тивой прокурора или суда. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, является исключением из этого прави­ла. В силу неотложности этой меры закон разрешает органу до­знания и следователю при наличии определенных оснований ( ст. 122 УПК РСФСР) применять ее без предварительно­го получения санкции прокурора. Однако когда задержание про­изведено, следователь или орган дознания должны в пределах двадцати четырех часов сообщить об этом прокурору, а послед­ний в возможно короткий срок с момента получения извещения (в пределах сорока восьми часов) -либо санкционировать арест, либо освободить задержанного.
В письменном сообщении прокурору указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место работы и должность задержанного, квалификация преступления, в совершении которо­го он подозревается (вид преступления и статья уголовного зако­на), время, основания и мотивы задержания, а также место со­держания задержанного.
В протоколе задержания должно быть отмечено о направлении сообщения прокурору с указанием даты и времени сообщения. Задержка сообщения прокурору является ущемлением законных интересов подозреваемого. Своевременное сообщение прокурору о задержании лица не препятствует быстрейшему проведению необ­ходимых следственных действий и ставит задержание под надзор прокурора.
Неотложные следственные действия в период задержания дол­жны обеспечивать в первую очередь тщательную проверку: а) причастности данного лица (задержанного) к совершенному преступлению; б) оснований для применения к нему меры пресе­чения в виде заключения под стражу.
При наличии оснований для избрания указанной меры пресе­чения орган дознания или следователь выносит соответствую­щее постановление и представляет его прокурору вместе с мате­риалами дела, обосновывающими необходимость ареста задержан­ного.
Поскольку в необходимых случаях прокурор, прежде чем ре­шить вопрос о даче санкции на арест, лично допрашивает задер­жанного, последний по требованию прокурора доставляется к нему для допроса.
Если, по мнению прокурора, из представленных ему материа­лов не усматривается достаточных оснований для ареста подо­зреваемого, он вправе либо сразу же освободить задержанного, либо, не освобождая его, дать указание произвести определенные следственные действия, необходимые для принятия обоснованного решения об аресте или освобождении задержанного в пределах тех же сорока восьми часов с момента получения извещения о за­держании.
Сообщение прокурору о произведенном задержании не препят­ствует органу дознания или следователю по собственной инициа­тиве освободить задержанного, если отпадает необходимость его дальнейшего задержания.
О задержании лица, подозреваемого в совершении преступле­ния, орган дознания или следователь уведомляет его семью. О задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются его родители или лица, их заменяющие. Обя­занность уведомления семьи подозреваемого о его задержании ставит орган дознания или следователя перед необходимостью принять меры для выяснения места жительства или хотя бы до­машнего телефона семьи задержанного, тем более - семьи несо­вершеннолетнего. О задержании несовершеннолетнего лица необ­ходимо уведомить не только кого-либо из взрослых членов семьи по месту обычного проживания задержанного, но именно его ро­дителей или лиц, их заменяющих.
Форма уведомления избирается в зависимости от конкретных обстоятельств. Это может быть уведомление по телефону, теле­графу, через нарочного либо непосредственно и т.д. Во всяком случае уведомление должно быть своевременным, а на протоколе задержания следует сделать соответствующую отметку с указани­ем фамилии, имени, отчества и степени родства члена семьи, да­ты и формы уведомления.
По общему правилу, такое уведомление производится и при задержании лица, подозреваемого в совершении тяжкого преступления. Однако в подобных случаях от уведомления можно воздер­жаться, если по мнению органа дознания или следователя уведом­ление семьи задержанного воспрепятствует установлению истины по уголовному делу о тяжком преступлении. При этом необходи­мо руководствоваться конкретными фактическими данными, сви­детельствующими о том, что уведомление семьи задержанного мо­жет помешать расследованию. Если в последующие часы (сутки) у следователя или органа дознания отпадут сомнения на этот счет, то уведомление производится в общем порядке.
При задержании несовершеннолетнего его родители или заме­няющие их лица должны быть уведомлены об этом независимо от степени тяжести преступления, в совершении которого подозрева­ется задержанный, и от наличия оснований опасаться, что такое уведомление помешает установлению истины.
Если уведомление семьи задержанного не производилось, то в протоколе задержания необходимо сделать отметку о причине этого: либо не было установлено место жительства (со ссылкой на принятые меры), либо были основания считать, что уведомле­ние воспрепятствует установлению истины по делу о тяжком пре­ступлении.
Обоснованность такой отметки (как и решения по существу вопроса об уведомлении) проверяется начальником органа дозна­ния следственного отделения либо прокурором.
Жалобы и заявления задержанных, адресованные прокурору, следователю или лицу, производящему дознание, должны быть пе­реданы им немедленно.
Жалобы и заявления, адресованные иным лицам и органам, тоже передаются немедленно следователю или лицу, производя­щему дознание, просматриваются ими и направляются по принад­лежности. Жалобы и заявления, содержащие сведения, сообщение которых может помешать установлению истины по уголовному делу, адресату не направляются. Но об этом извещается лицо, подавшее жалобу или заявление, а также уведомляется прокурор. Вопрос о наличии в жалобе или заявлении сведений, сообщение которых может помешать усыновлению истины, решается лицом, в производстве которого находится уголовное дело.
Если в жалобе или заявлении задержанного адресованном в государственные учреждения и об­щественные организации, содержатся законные просьбы, которые могут быть удовлетворены органом внутренних дел, лицом, произ­водящим дознание или следователем, то они принимают соответ­ствующие меры, не ожидая рассмотрения жалобы или заявления адресатом. К жалобам и заявлениям, направляемым в государст­венные или общественные организации, могут быть приложены справки об отдельных обстоятельствах дела, в том числе об основаниях и мотивах задержания данного лица по подозрению в совер­шении преступления.

Тендеры