Дорожно-транспортные преступления

 

Особого внимания заслуживают дорожно-транспортные преступления. А именно нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дорожно-транспортные преступления самые распространенные среди преступлений с неосторожной формы вины. В 1999 г. 75% всех неосторожных преступлений были совершены на дорогах. Их специфика состоит в соотношении несерьезности, легкомысленности деяния и тяжести, наступающих последствий. Банальное превышение скорости на 10 км. ч. при стечении ряда обстоятельств может повлечь не административную ответственность в виде штрафа (в крайнем случае в лишении прав), а уголовную в виде лишения свободы и ряда мало привлекательных перспектив. Уголовно-правовому анализу автотранспортных преступлений и посвящен настоящий параграф.
 
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил
дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, —
наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового .
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
Примечание. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а
также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.
Объектом данного преступления является безопасность движения автотранспорта, городского электротранспорта (трамвай, троллейбус), тракторов и иных самоходных машин, мотоциклов и иных механических транспортных средств. Поскольку наличие либо отсутствие преступления зависит от указанных в диспозиции ст. 264 УК РФ последствий, то дополнительным правоохраняемым объектом данного преступления является жизнь или здоровье граждан, а также
имущество физических или юридических лиц.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами по обеспечению безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В ст. 2 Федерального закона приведены основные термины, которые применяются и в Правилах дорожного движения:

дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с
помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;

безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников
от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;

обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;

участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в
качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства;

организация дорожного движения — комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах;

дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо
поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Предмет преступления.
Предметом рассматриваемого преступления являются транспортные средства — устройства, предназначенные для
перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на них. Под иными самоходными машинами следует понимать любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, скрепер, автопогрузчик, автокран и т.п.).
Из смысла приведенного в п. 1.2 Правил дорожного движения термина под "иными механическими транспортными средствами" следует понимать транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Нарушение правил дорожного движения, повлекшее указанные в ст. 264УК последствия, допущенные без использования указанных
транспортных средств (на гужевом транспорте, велосипедистом), в зависимости от обстоятельств должно квалифицироваться по ст. 268 УК или по статьям о преступлениях против личности.

Объективная сторона
Объективная сторона данного преступления заключается в действии или бездействии лица, управляющего транспортным средством, если это действие или бездействие вызвало нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств и повлекло за собой определенные законом последствия.
Объективная сторона рассматриваемого преступления предполагает обязательное наличие вредных последствий, наступивших в результате нарушения правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, поэтому если нарушения не повлекли указанных в законе последствий, состав преступления отсутствует и может наступать только административная и гражданско-правовая ответственность.
Нередко вредные последствия при дорожно-транспортных происшествиях являются результатом сложного взаимодействия причин и условий. Если вредные последствия явились результатом совместных действий нескольких лиц, но среди них были не только водители транспортных средств, указанных в ст. 264 УК, но и другие (пешеходы, велосипедисты и т.д.), то к лицам, управлявшим транспортным средством, применяется ст. 264 УК, а неправомерные действия других лиц подлежат квалификации по ст. 268 УК.

Субъект
Субъектом преступления является любое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, управляющее транспортным средством и допустившее нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Наличие либо отсутствие у лица, допустившего нарушение, водительского удостоверения на право управления транспортным средством не влияет на квалификацию его действий.

Для определения причин аварии назначается комплексная экспертиза. Проведение, которой поручается нескольким специалистам из разных областей.

#G0Постановление о назначении авто технической, комплексной экспертизы

#G1г. __________________ "___" ____________ 20 __ г.

Дознаватель__________________________________________________________
(наименование органа внутренних дел
_____________________________________________________________________
; звание, ф.,и.,о.)

рассмотрев материалы уголовного дела N о _______________________________,


УСТАНОВИЛ:
_____________________________________________________________________

(описываются установленные обстоятельства дела)

________________________________________________________________________

Учитывая, что для решения вопроса о ______________________________________

________________________________________________________________________
(вопрос, для разрешения которого назначается экспертиза)
требуются специальные познания в области _________________________________

________________________________________________________________________

ПОСТАНОВИЛ:

1. Назначить по настоящему делу комплексную экспертизу

(вид экспертизы)

на разрешение которой поставить следующие вопросы:

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________
(перечень вопросов, на которые должны ответить эксперты)
2. Производство экспертизы поручить ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________
(ф.,и.,о. экспертов, место работы, должность)
3.Представить экспертизе следующие материалы
________________________________________________________________________

________________________________________________________________________
(перечень материалов, представляемых экспертам
________________________________________________________________________
для проведения экспертизы)
4. Предупредить экспертов об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, предусмотренной #M12293 1 9017477 1265885411 7813031 2199367058 2457279691 3358212285 4127192197 1880975824 396586ст. 307 УК РФ#S, разъяснив им одновременно их права и обязанности, изложенные в #M12293 0 9038502 1265885411 26454 3446677828 4 4224782984 1880975824 3009590130 1882494421ст. 82 УПК РСФСР#S.

Дознаватель__________________________
(звание, подпись)

Копию постановления получили _________________________
(подписи экспертов)

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник СКМ
(милиции общественной безопасности)____________________________

Тендеры