Системный подход в организационном проектировании

 
Системный подход в организационном проектировании
 
Современные формы организации, которые сконцентри­ровали в себе огромное количество «идей, людей и вещей», породили интегральный характер организационных вопросов. Особенно акту­альными для современных компаний являются вопросы организаци­онного проектирования, которые тесно связаны с организациями будущего. Условия, в которых приходится действовать современным организациям, требуют от менеджера системного мышления.
Нарастающее усложнение, комплексность современных задач, необходимость их решения в единстве технических, экономических, экологических, социальных и организационных аспектов; нарастание скорости изменений; дефицит ресурсов; усиление роли человече­ского фактора; новые формы взаимодействия науки и бизнеса; гло­бализация конкуренции и кооперации; требования международной стандартизации — все это вызывает неизбежность системного подхо­да к проектированию организационных систем, необходимость учета внешних и внутренних факторов организации, причем в их динами­ческом развитии и изменении.
Таким образом, современные методы проектирования базируются на рассмотрении организации как открытой динамической системы, главной целью которой является самосохранение и развитие. Проекти­рование предприятий следует понимать как неотъемлемую часть, как обязательный этап единого процесса организационного развития сис­темы. При проектировании всякий раз приходится решать три важных задачи и исследовать три главных этапа в развитии организации:

  • будущее состояние (где организация хотела бы находиться);
  • настоящее состояние (где организация находится сейчас);
  • переходное состояние (как перейти от настоящего к будущему).

Проектирование организации — это процесс создания прообраза будущей организации, постоянный поиск наиболее эффективного со­четания организационных переменных.
Для выделения основных организационных переменных восполь­зуемся визуальными моделями организации, которые были подробно рассмотрены ранее. Уже знакомая модель организации, на ос­новании которой можно выделить ключевые организационные пере­менные, с которыми проектировщику, разработчику придется посто­янно работать, приведена на рисунке:
 

 
Проектирование начинается с изучения внешней среды: необ­ходимо получить объективную информацию о сложившейся ситуа­ции на рынке; исследовать возможные пути доступа к необходимым ресурсам; изучить механизмы конкуренции на рынке и предвидеть до­минирующие факторы конкуренции. Основные этапы анализа, свя­занные с выбором нового направления деятельности и переходом орга­низации на новый вид товара или услуги, представлены в таблице:
 

 
В последние годы наметился четкий переход от проектирования традиционных организаций, обеспечивающих потребности человека и общества, к жизнесберегающим технологиям, предотвращающим или компенсирующим отрицательные последствия самого научно-техни­ческого прогресса. Критерием успеха при проектировании новых ор­ганизационных форм является адекватное познание внешней среды и себя в ней для оптимального взаимодействия со средой в целях долговременной прогрессивной эволюции. Современный подход к проек­тированию основывается на фундаментальном принципе сохранения целостности биосферы, вписанности новых технологий в биосферные циклы. Необходимо оценивать новые технологии на биосферосовме­стимость, как наиболее эффективный фактор поддержания динамиче­ского равновесия в биосфере. Прежде чем проектировать и строить заводы по производству биовитаминных концентратов, необходимо выяснить последствия от применения и использования БВК; прежде чем приступать к проектированию Астраханского газоконденсатного ком­плекса в дельте Волги, надо проверить предлагаемые технологии на со­вместимость их с другими обитателями выбранного для проекта про­странства; прежде чем перекрывать Кара-Богаз Гол, следовало, хотя бы приблизительно, «прикинуть» экологические последствия и т.д., и т.п.
Проектирование новых организаций и их качество в значительной степени зависят от системы производства новых знаний, от системы НИОКР, действующей в той или иной стране. Вклад науки в разви­тие общества нельзя оценивать только по количеству патентов и ли­цензий, так как объем реализуемой наукоемкой продукции часто не совпадает с этим вкладом. Так, например, Япония значительно усту­пает США в «производстве», условно говоря «чистых знаний», при этом Япония затрачивает на НИОКР примерно такую же долю сво­его ВНП, что и США (соответственно 2,72% и 2,64% — по данным 1992г.). Но Япония превосходит США в производстве новой продукции, изготовленной на основе этих знаний. Добиться хоро­шего результата можно посредством лучшей организации не столько в области производства знаний, сколько разрабатывая новые формы организации применения этих знаний.
Современные фундаментальные исследования оказываются не по силам отдельным компаниям. Крупные компании объединяют свои усилия, создавая исследовательские ассоциации. Государство не толь­ко предоставляет таким ассоциациям кредиты под невысокие про­центы и налоговые льготы, но и берет на себя часть расходов, а значит, и рисков. Так, в Японии в 1961 г. при Управлении науки и техники была создана Японская корпорация по исследованиям и разработ­кам. С 1981 г. эта корпорация активно занимается организацией и финансированием фундаментальных исследований. Средства, выде­ляемые на эти цели, постоянно растут.
Новые требования экономики требуют вывода на новый уровень всей системы НИОКР. Крупные компании начинают учреждать науч­но-исследовательские институты, предполагая при этом развитие в них фундаментальных исследований. В результате, например, в Японии, к началу 90-х гг. XX в. 40% всех расходов на фундаментальные ис­следования приходилось на долю бизнеса. Что же побуждает современные компании заботливо относиться к науке? То, что наибольшую прибыль дают товары с применением передовой технологии, а разра­ботка новых передовых технологий опирается на фундаментальные исследования.
На примере Японии можно увидеть, как реализуется системный подход к организационному проектированию. Цели надсистемы (в дан­ном случае — государства) совпадают с целями своих подсистем (ком­паний, корпораций, фирм). Несмотря на то, что японское государство не меньше, а в известные периоды и больше, чем какое-либо другое, нуждалось в деньгах, оно находило возможность предоставлять щадя­щий налоговый режим компаниям, проводившим собственные иссле­дования и разработки, поддерживало наиболее перспективные, при­оритетные на том или ином этапе развития страны исследования и производства. Такая научно-техническая политика позволила сконцен­трировать ресурсы страны в отраслях, обеспечивающих стремительное развитие экономики в целом.
Итак, чтобы выиграть конкурентную борьбу в производстве высо­котехнологичной продукции, необходима разумная государственная по­литика. Триада «наука—бизнес—государство» определяет успех при проектировании организаций будущего.