Международные совместные предприятия

 
Международные совместные предприятия
 
Организация совместных предприятий претерпела ряд изменений и продолжает совершенствоваться. Значительный рост со­вместных предприятий (СП) в 60—70-е гг. XX в. отражал продолжаю­щийся процесс формирования международных монополий. Совместные предприятия создаются в основном на технологической основе, т.е. одно обладает новой технологией, другое нуждается в ней. Именно этим объясняется рост доли СП с участием американских многонацио­нальных компаний в Западной Европе в 50-70 гг. XX в.
Характерные признаки СП: общий капитал, создаваемый из пае­вых взносов; совместно осуществляемая хозяйственная деятельность; равноправное участие сторон в управлении, справедливом дележе при­былей и распределении рисков. В качестве партнеров могут выступать государственные, частные компании и частные лица.
Совместное предприятие представляет собой международную фирму, создающуюся двумя или несколькими национальными пред­приятиями с целью наиболее полного использования потенциала каждой из сторон для максимизации полезного экономического эффекта их деятельности.
Мотивы создания СП могут быть различными, но чаще всего они создаются с целью кооперации. Опрос руководителей 690 японских фирм дал возможность проранжировать мотивы участия японских фирм в организации СП. Вот важнейшие из них:

  • восполнение недостатков государственных средств;
  • получение сырья и оборудования;
  • получение права на использование товарного знака;
  • стимулирование экспорта;
  • получение передовой технологии производства;
  • получение опыта в управлении.

Использование СП позволяет зарубежным инвесторам разделить с партнером риск капиталовложений, получить доступ к местным рынкам сбыта, сократить время пускового периода, увеличить размер накопления капитала. Международные монополии, участвуя в обра­зовании СП, руководствуются в основном стратегическими целями: проникнуть в ту или иную отрасль производства; захватить новые рынки, стремясь в будущем подчинить образованные СП полному контролю.
Сотрудничество в рамках СП таит в себе и опасности: зачастую бо­лее сильная фирма-партнер поглощает полностью СП, становясь его хозяином. Исследование деятельности СП в начале 90-х гг. XX в. пока­зало, что из 150 обследованных предприятий три четверти были погло­щены японскими партнерами. Известный консультант многонацио­нальных фирм Ч. Ферпосон писал, что когда крупные японские радиоэлектронные фирмы ищут фирму партнера для создания СП, то фактически они намечают потенциаль­ную жертву.
С начала 80-х гг. XX в. существенно меняются цели создания СП и наступает следующий этап в их организации. Если раньше СП пред­ставляли собой общий филиал двух или нескольких партнеров и их роль ограничивалась открытием дополнительного рынка сбыта или использованием технологий партнера, то на новом этапе СП создают крупные корпорации, ранее конкурирующие между собой, с целью явной монополизации рынка, общего преодоления трудностей, кото­рые диктует современный рынок. Так, в 1983 г. известная американ­ская компания «АТТ» и голландская «Филипс» создают СП на базе равного долевого участия для укрепления своих конкурентных пози­ций на рынке оборудования связи. Технологическую базу сотрудниче­ства обеспечили успехи фирмы «АТТ» в производстве цифровых ком­мутаторов, а «Филипс», кроме предоставления своих производствен­ных мощностей и своего товарного знака, еще и свою сбытовую сеть в Западной Европе. Позднее партнеры создали свои филиалы в Велико­британии, Италии, Германии, Швейцарии и Бельгии. Таким образом, это новый мощный прорыв на мировой рынок конкурирующих партнеров, новый виток движения международного капитала.
Другой известный пример создания СП — это создание в 1985 г. корпорацией «Вестингауз электрик» (США) и японской фирмой «Тосиба» совместной компании «ТВЭК» со штаб-квартирой в США.
Через эту компанию японская «Тосиба» выходит на рынок со своей новой технологией электронно-лучевых трубок для цветных дисплеев и налаживает поставки новейших кинескопов, а «Вестингауз элек­трик» получает доступ к новой технологии посредством подписания лицензионных соглашений. Объединение помогает им выстоять на жестком рынке цветных телевизоров.
При создании СП между конкурентами партнеры могут пресле­довать различные стратегические цели. Совместная разработка но­вого изделия, или совместное производство отдельных составляющих конкретного продукта, или коммерциализация продукта на рынке партнера — это цели, разные по сути. Так, главная цель соглашения между «IBM» и «Сименс» о совместном производстве электронных компонентов — снижение издержек. При этом партнеры остаются конкурентами на рынке.