Транснациональные компании

 
Транснациональные компании
 
В настоящее время трудно представить себе мировую экономическую систему без транснациональных компаний (ТНК). Именно с появлением ТНК формируется новый экономический поря­док, мировая экономическая система переходит на следующий уровень организации и диктует свои условия входящим в нее подсистемам.
Транснациональные компании сегодня — это прежде всего фи­нансовые корпорации. В современных условиях причиной, наиболее сильно влияющей на интеграцию бизнеса, является информационная связь, в том числе информационная связь банков. Без развитой систе­мы информационных потоков такая система существовать не смогла бы. Имея мощную информационную сеть, ТНК способна непосредственно влиять на экономическую и политическую ситуации и даже оп­ределять их. То есть интеграция бизнеса позволяет поменять тенденции в мировой системе, способна в значительной степени изменить на­правление развития всей системы.
Транснациональная компания (ТНК) — особый вид корпорации, переросшей национальные рамки и осуществляющей деятельность на мировом рынке через свои заграничные филиалы и дочерние общества.
ТНК в широком смысле понимается как компания, ведущая опера­ции в глобальном масштабе через свои филиалы и дочерние предпри­ятия. Глобализация деятельности фирмы является завершающим ша­гом в направлении ее транснационализации. В современных условиях глобализация деятельности фирм является залогом их выживания. Стремление к глобализации отмечается как у крупных (более 100 млн долл. годовых продаж), так и у средних (25-100 млн долл.) и неболь­ших (5-25 млн долл.) фирм.
Процесс глобализации требует разработки соответствующих стра­тегических планов. По результатам опроса радиоэлектронных фирм США, реализацией планов глобализации заняты 45% фирм, 32% — ведут разработку планов глобализации, 13% — собираются заняться, 10% — не видят в этом смысла. Структура американских промышленных фирм по степени активизации зарубежной деятельности приве­дена в таблице:
 

 
Различные предприятия, входящие в ТНК могут быть разной фор­мы собственности: акционерная, кооперативная, государственная или частная.
Основные стратегии глобализации американских промышленных фирм представлены в таблице:
 

 
Современные ТНК отличаются от многонациональных фирм, поя­вившихся в 60-х гг. XX в. В поисках дешевой рабочей силы многона­циональные фирмы открывали за пределами своей страны преиму­щественно сборочные предприятия, осуществляя НИОКР и сбыт го­товой продукции в своей стране. Руководство, как правило, было из страны головной фирмы. В настоящее время ТНК создает на террито­рии других стран не только производственные предприятия, но и на­учно-исследовательские центры, отделы сбыта и маркетинга, привле­кает к руководству представителей разных стран. Благодаря этому уда­ленные от технических центров регионы приобщаются к новейшим достижениям науки и технологии. В ТНК часто возникают проблемы, связанные с национальной неоднородностью персонала. Люди разных культур, работающие вместе, требуют особого подхода к управлению кадрами, согласования их интересов. Обычно в филиалах или дочер­них фирмах нанимают местных управляющих. Очень важны аспекты обмена информацией внутри ТНК. Многие ТНК накопили огромный опыт организации и управления, сочетая международную интегра­цию производства и локальную гибкость управления. Управляющий в ТНК не должен быть связанным коллективным внутригрупповым мышлением, так как это может помешать взаимодействовать с другими филиалами и выбирать оптимальный вариант развития для ТНК в целом. В современных американских и европейских ТНК к руководству подразделениями подбирают национальные кадры не только для зарубежных филиалов, но и для руководства фирмой в целом. Например, «Хьюлетт-Паккард» перевела штаб-квартиру от­деления по производству персональных компьютеров из г. Саннивейл (штат Калифорния) в г. Гренобль (Франция), где расположено предприятие и научно-исследовательский центр этого отделения. Прези­дентом отделения назначен француз.
В последние годы японские фирмы стали открывать за пределами страны не только производственные подразделения, но и научно-исследовательские центры. Но главные решения принимаются в голов­ном офисе, который расположен в стране, причем иностранцы в них обычно не работают. Фирмы «Сони», «Хонда», «Мацусита» одними из первых среди японских фирм привлекли к руководству филиалами пред­ставителей других стран. В 1989 г. впервые за 30 лет существования фирмы «Мацусита-электрик» в Америке ее президентом был назначен америка­нец, однако региональный управляющий всеми филиалами фирмы «Ма­цусита» в США — по-прежнему японец. Для сравнения: филиал фирмы «ИБМ» в Японии был открыт в 1939 г., а уже с 1941 г. его возглавлял япо­нец. Членами правления фирмы «Сони» в 1989 г. стали американец и швед. Это единственная крупная японская фирма, решившая привлечь иностранцев к руководству на столь высоком уровне.
Главной причиной активизации зарубежной деятельности компаний мирового класса является необходимость ускорения поставки продукции или услуг заказчику. По мнению экспертов, ТНК имеют следующие преимущества:

  • возможность преодоления торговых барьеров;
  • возможность снижения конфликтных ситуаций на международ­ном рынке;
  • возможность преодоления различных государственных ограни­чений на деятельность фирм (например, в области лицензиро­вания);
  • возможность оптимизации расходов и доходов (если спрос пада­ет в одном регионе, можно увеличить продажи за счет другой продукции или другого региона);
  • возможность быстрого распространения новых технологий в различные страны.

Международное разделение труда позволяет сократить время и стоимость новых разработок. Перерастание корпораций в ТНК хо­рошо видно на примере американской фирмы «Дженерал элект­рик». Последовательно проводя политику глобализации, эта корпо­рация создала на территории 22 стран (не считая США) научно-исследовательские, производственные и сбытовые отделения с об­щей численностью занятых 49 тыс. чел., что составляет почти 17% от общей численности фирмы. Доля зарубежных продаж этой фир­мы составляет около 25%. Управление всеми зарубежными отделе­ниями осуществляется через спутниковую систему связи. Некото­рые данные, характеризующие деятельность крупнейших ТНК, приведены в таблице:
 

 
В таблице приведены доли зарубежных продаж, но эти данные не дают представления о том, какая доля товаров той или иной ТНК произведена за пределами головной организации. Когда ТНК. принимает решение о расширении деятельности за рубежом, она выбирает страну и регион на основе таких факторов, как рыночные условия, факторы производства, наличие квалифицированных кадров, наличие коммуни­каций и пр. Однако следует знать, что для разных видов подразделений ТНК требуются разные условия размещения.
Основные подразделения ТНК: главная штаб-квартира; региональные офисы; центры НИОКР и собственно производственные подразделения, а также перечислены основные ус­ловия их размещения.
При размещении штаб-квартиры важную роль играет наличие фи­нансовых и информационных центров, разветвленной сети деловых ус­луг, современных средств связи. Так, например, «Техас инструменте» имеет около 50 предприятий в 19 странах, управляет ими с помощью спутниковой системы связи.
Региональные офисы предъявляют те же требования; кроме того, еще необходима обеспеченность средствами транспорта. Как правило, региональные офисы размещаются в крупных городах и столицах.
Центры НИОКР совсем недавно в основном располагались в стране базирования головной фирмы. Но в последние годы они часто перемещаются в те страны, для которых создается продукция. Важным условием для размещения центров НИОКР является наличие ква­лифицированных кадров.
Производственные подразделения чувствительны к наличию де­шевой рабочей силы, к цене на землю, к условиям коммерческой и по­литической безопасности.
Появление ТНК — это естественное продолжение процесса само­организации мировой системы. Роль национальных экономик в миро­вом экономическом процессе как самодостаточных экономических систем непрерывно снижается. Планета превращается в единую экономическую систему: ни одна страна не может быть вне этого процесса. Общий рынок беспощадно расправляется с промышленно­стью тех стран, производительность труда которых ниже среднего уровня. Для национальных экономических систем важно вовремя найти свое место и свою роль в мировой системе, чтобы стать полно­правным элементом макросистемы, почувствовать себя необходимой частью единого целого.