Понятие, структура и сущность оргкультуры

 
Понятие, структура и сущность оргкультуры
 
Организационная культура играет основополагающую роль в установлении эффективной системы коммуникаций и тем са­мым значительно сокращает издержки, связанные с информацией. Успех корпорации будет определяться не только знаниями, не только прорывом в области техники и технологии, но в значительной степе­ни нравственными принципами, по которым живет компания, ее общей культурой и духовным миром.
Термин «организационная культура» возник относительно недав­но. Под организационной культурой понимают систему общего мне­ния и ценностей, разделяемых всеми членами организации. Органи­зационная культура — основа жизненного потенциала организации. Опыт показывает, что процветающие компании, как правило, обла­дают высокой организационной культурой. Организационная культу­ра компании тесно связана с общей культурой страны, региона, нации, под которой, как известно, понимают совокупность духовных, производ­ственных и общественных достижений людей. Речь, язык, манера пове­дения, основные ценности, устойчивые нормы, принципы жизни и деятельности организации — все это отражает культуру организации и отличает одну организацию от другой, а также существенно влияет на развитие и выживание организации в долговременной перспективе.
Организационная культура — это система общих ценностей, правил и норм поведения, принимаемых членами организации.
Необходимо учитывать двойственный характер организационной культуры. С одной стороны, на культуру корпорации влияют цели, господствующие идеи и ценности, выдающиеся лидеры, принятые нормы, стандарты и правила; с другой — она сама формирует систему корпоративных ценностей.
В основе организационной культуры лежит философия предпри­ятия, которая разрабатывается в рамках общепринятых законов и по­ложений: Декларации прав человека, религиозных учений, конститу­ции, гражданского кодекса, законов о труде, коллективного договора, устава предприятия. При разработке философии предприятия необхо­димо учитывать: национальный состав сотрудников, количество рабо­тающих, культурный уровень персонала, региональную специфику, тип производства (отрасль), уровень жизни. Именно философия пред­приятия является основанием при разработке миссии, целей, общих принципов и правил поведения, т.е. основанием организационной культуры предприятия. Единая философия объединяет людей, при­надлежащих к разным конфессиям, является цементирущим звеном во время кризисов. Пренебрежение философией предприятия ведет к развитию конфликтов между администрацией и сотрудниками, между поставщиками и потребителями, а также к снижению имиджа пред­приятия, а в дальнейшем — к кризису и разорению.
В последние годы появилось много исследований, посвященных ана­лизу и особенностям философии менеджмента в разных странах. Так, появился английский, американский и японский опыт. К сожалению, непростительно мало литературы по российскому опыту.
Итак, с одной стороны, непосредственными носителями культуры являются сами члены организации как носители идей, целей, мотивов, традиций; с другой — организационная культура сама воздействует на сотрудников и модифицирует их поведение под общепринятые ценно­сти. Таким образом, организации сами по себе, независимо от вида про­изводимых товаров и услуг, имеют социокультурную ценность, которая в конце концов и обеспечивает им долговременное признание и имидж. Сильная организационная культура помогает компании остаться в биз­несе даже в случае утраты значения первоначальных целей или смены направления деятельности.
Организационная культура тесно связана с общей, национальной культурой: организация — это часть общества, следовательно, она явля­ется носителем обшей культуры. В целях преодоления межнациональ­ных барьеров на высокопродуктивных фирмах постоянно ведется изу­чение национальных культур, традиций и других особенностей разных стран. Общие фирменные мероприятия планируются с учетом национальных праздников, традиционных ценностей. Так, в основе орга­низационной культуры на предприятиях Японии лежат не только инициатива, самостоятельность, отличное выполнение порученной работы, подчинение порядку, ответственность за порученное дело, но и традиционные конфуцианские ценности, задающие ориентиры поведе­ния. Яркий пример тому одна из концепций организационной культуры, много лет с успехом реализуемая в компании «Мацусита дэнки», — кон­цепция «самостоятельной ответственности». Эта концепция исходит из того, что главным лицом в трудовом процессе, «героем событий» должен быть не тот, кто ставит задачу, а тот, кто ее выполняет. Лишь тогда его действия будут определять совесть, убеждения, смелость, а в содержание работы будут вложены способности, знание и желание.
Понятие культуры за последние годы существенно переосмысле­но и стало намного шире понятия философии предприятия. Ключе­вым понятием организационной культуры является «человеческая сре­да», так как культура рассматривается как продукт взаимодействий, происходящих в этой среде. Эти взаимодействия происходят между фирмой и коллективом в целом; фирмой и отдельным индивидуу­мом — участником организации, обладающим спектром индивидуаль­ных интересов и потребностей; фирмой и ее внешней средой, предъ­являющей свои требования к жизнедеятельности фирмы.
Организационная культура — это зачастую результат взаимодей­ствия желаний и пристрастий основателей организации и базовых установок сотрудников, которые выработаны предыдущим опытом. Безусловно, важнейшими источниками формирования организаци­онной культуры являлись основатели известных фирм: Г. Форд, Т. Ватсон («IBM»), К. Мацусита, М. Ибука и А. Морита («Сони»), В. фон Сименс, У. Дисней, Д. Паккард и др. Это яркие личности, оказавшие влияние на становление и развитие организационной культуры своих компаний, ставших компаниями мирового класса.
Организационная культура лежит в основе норм организацион­ного поведения, принятых на данном предприятии. Каждая организа­ция разрабатывает набор правил и предписаний, управляющих повсе­дневным поведением сотрудников на своем рабочем месте. Пока но­вички не освоят эти правила, они не смогут стать полноценными чле­нами организации. Культура предприятия проявляется в поддержании связей с поставщиками и потребителями, в качестве и внешнем виде выпускаемой продукции, в содержании рекламы, во внешнем виде сотрудников, в интерьере офиса и пр. Организационная культура по­могает поддерживать устойчивые связи и отношения как внутри са­мой организации, так и ее отношения с внешней средой. Несмотря на различные толкования понятия организационной культуры в них есть общие моменты. Почти всегда присутствует «базовая идеология», которую принимают все члены организации: ценности, которые ори­ентируют индивидуума на его отношения с окружающими; «симво­лика», с помощью которой основные ценности организации переда­ются членам организации. Ценностные ориентиры передаются через символические средства духовного и материального внутриорганизационного окружения. Многие фирмы имеют специальные документы, где они описывают свои ценности и ориентиры.