Закон композиции и пропорциональности (гармонии)

 
Закон композиции и пропорциональности (гармонии)
 
 
Закон гармонии — один из основных законов Приро­ды. В Природе царит гармония. Гармония — соразмерность, соединение компонентов объекта в единое органичное целое. В древнегрече­ской философии гармония понималась как организованность кос­моса, мировой порядок, изначально установленный Богом. Все должно подчиняться этому установленному порядку.
Все законы природного мира обеспечивают в конце концов реализацию закона гармонии. Вспомним, например, закон динами­ческого равновесия, который базируется на оптимальном соотноше­нии между элементами системы, а также между целым и ее частя­ми, т.е. обеспечивает стабильность и жизнеспособность системы с помощью создания необходимых композиций и пропорций как ме­жду системой и внешней средой, так и внутри самой системы.
А.А. Богданов, рассуждая о сущности хорошо организованного комплекса, утверждал, что главной особенностью такого комплекса является «гармоническое сочетание частей, т.е. такое объединение их функций — специфических активностей— сопротивлений, при котором они взаимно усиливают друг друга, отчего реальная их сумма и возрастает».
Не случайно в эстетике и искусстве гармония рассматривается как существенная характеристика красоты, а то и ее синоним, а многие ученые считают красоту (гармонию) важнейшим критерием правильности научной теории. У экономистов, управленцев, менед­жеров стремление к гармонии ассоциируется со стремлением к оп­тимальной организации и эффективности. О роли красоты и гармо­нии в современном производстве основатель и бывший президент компании «Вакол» сказал так: «Стремление к красоте присуще всем сердцам, всему обществу, всему мировому сообществу. Оно является естественным желанием любого человека. Это касается и меня. До тех пор, пока я буду жив, я буду стремиться к красоте».
В своей книге «Сделано в Японии» А. Морита, президент фирмы «Со­ни», описывает случай, который произошел с ним в 1975 г. во время его пребывания в Советском Союзе. На одной из встреч в Госкомитете по науке и технике его попросили высказать мнение о продемонстрирован­ном тут же транзисторном телевизоре советского производства, который предполагалось продавать в Европе. А. Морита, уточнив, может ли он высказать свое личное мнение, и получив разрешение, сказал: «В Совет­ском Союзе есть замечательные, талантливые мастера искусств. У вас великие музыканты, балет — великое художественное наследие, а ваши исполнители славятся во всем мире. Это счастье, что ваша страна обла­дает и техникой, и искусством. Но почему же этого не видно в вашем телевизоре? Если у вас в Советском Союзе есть и искусство, и техника, почему же вы не сочетаете их, чтобы делать прекрасные вещи? Если го­ворить откровенно, господа, судя по тому, что мы знаем о рынке и вку­сах потребителей, мы не думаем, что такой некрасивый телевизор можно будет продать».
Гармония — это согласованность, стройность, соразмерность в со­четании чего-либо. Каждая сложная система стремится к гармонии — состоянию, когда композиция и пропорции оптимальны. Говоря о композиции, имеем в виду соотношение и взаимное расположение частей исследуемого целого. Пропорциональность — это определен­ное количественное соотношение, соответствие с чем-либо (напри­мер, размер ноги по отношению к росту человека или количество управленцев по отношению к общему количеству работающих в фирме). Пропорциональность часто понимается как соразмерность. Закон композиции и пропорциональности в наиболее явной форме применяется в архитектуре и искусстве. Художник, работая над картиной, стремится к гармонии, используя известные приемы, на­пример, «правило золотого сечения». В экономике использование закона помогает решать проблемы планирования, производства, распределения, учета, стимулирования и пр. Хороший менеджер через достижение композиции и пропорциональности стремится создать гармоничное предприятие. В каждодневной деятельности мы наблюдаем это всеобщее стремление к гармонии: каждый че­ловек хочет достичь определенной композиции благ (заработная плата, дом, жена, дети, машина и пр.). Машину он выбирает про­порционально или соразмерно доходам, жену — согласно со свои­ми внутренними духовными или физическими потребностями и т.п. Так же поступает и руководитель организации: в соответст­вии с финансовыми возможностями, поставленными целями и задачами подбираются офис, кадры, транспорт и пр. Зачастую в офисах можно видеть богатую роскошную мебель и устаревшую орг­технику, плохо организованные профильные для фирмы процедуры. В таком случае можно говорить о кризисе руководства.
В природе все гармонично: все, что не работает на высшую цель, отсекается; все, что избыточно, постепенно отмирает, достигая опти­мальной композиции и пропорциональности. Посмотрите на дерево: корни, ствол, ветви, листья — все находится в идеальной пропорции и композиции.
Закон композиции и пропорциональности (гармонии): каждая система стремится к оптимальному взаимному расположению частей и к опти­мальному количественному соотношению между ними.
Закон композиции и пропорциональности в организации отража­ет необходимость согласования целей элементов системы с ее глав­ной целью, а также необходимость определенного соотношения между частями целого — их соответствие, соразмерность или зави­симость. Достижение необходимых пропорций, соразмерности и соответствия в границах организации равнозначно повышению жизнеспособности, повышению уровня самосохранения системы.
Несоответствие между частями, элементами системы называется диспропорцией. Диспропорции снижают эффективность организации и способствуют ее разрушению.
Реализации закона композиции и пропорциональности спо­собствуют разработанные на основании научных исследований и организационного опыта нормы и правила. Например, уровни ие­рархии связаны с нормами управляемости. Диапазон контроля и норма управляемости — это максимальное число непосредственно подчиненных, которыми эффективно может управлять руководи­тель. Считается, что у руководителей низшего уровня норма управ­ляемости может достигать 30 человек (для высшего уровня управ­ления, как правило, — не более 7 человек).
Имеются нормативы для создания рабочих мест, нормативы со­отношений численности работников и оборудования и пр. В каж­дой организации идет естественный процесс гармонизации. Дисба­ланс, диспропорцию менеджер должен исправлять с помощью пла­нирования, координирования, опираясь на нормы и правила, огра­ничения, поощрения и т.д. К сожалению, в современных организа­циях можно наблюдать самые уродливые структуры и формы: раз­дутые управленческие отделы, технологически слабое основное производство, огромный штат охраны, отсутствие организационной культуры. Важно понимать: зачастую кризис в компании напрямую связан с нарушением закона гармонии в самой организации или в ее взаимоотношениях с внешней средой.
В настоящее время можно говорить о нарушении закона гармо­нии в отношениях общества и Природы. Человечество переживает решающий момент в истории. Противоречия, дисгармония между сложившимся характером развития человечества и Природой дос­тигли предела. Дальнейшее движение по этому пути ведет к кризи­су макросистемы, к глобальной катастрофе. Природа отплатит че­ловечеству за нарушение закона гармонии, за надругательство над ней глобальными ответными реакциями — изменением климата, опустыниванием, засухами, усилением проникновения через атмо­сферу жесткого ультрафиолетового излучения, генетическими изме­нениями, эпидемиями и голодом.