Наиболее общие законы природного мира

 
Наиболее общие законы природного мира
 
 
Принцип закономерности действует на всех уровнях ма­териального мира. Богданов писая: «...При бесконечном богатстве мате­риала вселенной и бесконечном разнообразии форм, откуда берутся эти настойчиво, систематически повторяющиеся и возрастающие с позна­нием аналогии между самыми различными ступенями бытия? При­знать все их простыми случайными совпадениями, значит, внести вели­чайший произвол в мировоззрение, а вместе с тем встать в явное про­тиворечие с теорией вероятностей.
Вывод может быть один: для самых различных элементов вселенной могут быть установлены общие формы организации. Принять это — тоже, что признать возможность и необходимость универсальной организа­ционной науки».
На протяжении многих веков и тысячелетий человечество стреми­лось разгадать наиболее общие закономерности, которые лежат в осно­ве создания и развития Универсума, ибо, не познав целого, нельзя познать сути его частей.
Первая попытка создать универсальную методологию развития при­надлежит Гегелю. До сих пор в философии наиболее общими законами развития считают три основных закона диалектики, обоснованные Гегелем: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количест­венных изменений в качественные и закон отрицания отрицания. Богда­нов о Гегеле пишет: «В своей диалектике он думал найти всеобщий миро­вой метод, причем понимал его не как метод организации, а более неоп­ределенно и абстрактно, как метод «развития». Уже этой неясностью и отвлеченностью исключался объективный успех попытки, но помимо того, как метод, взятый из специальной, идеологической области, из сферы мышленья, диалектика и по существу не была достаточно уни­версальна. Тем не менее систематизация опыта, выполненная Гегелем с помощью диалектики, превосходила своей грандиозностью все, когда-либо сделанное философией, и имела огромное влияние на дальней­ший прогресс организующей мысли».
Говоря о законах диалектики Гегеля, Богданов согласен отнести их к всеобщим, но только к одной сфере мироздания — к законам его раз­вития, тогда как миру, кроме того, присуши единые законы строения и функционирования. Работа Богданова, о которой уже много сказано, это еще одна попытка создания универсального метода. Постановка вопро­са в его «Тектологии» отличается тем, что основывается на выяснении организационной сущности объекта, и тем, что эта организационная сущность, по его мнению, подчиняется универсальным законам.
Богданов уверен, что есть все основания говорить о всеобщей орга­низационной науке, так как обнаруживается живая реальная тенденция к ее возникновению, возрастание однородности и связи методов, прак­тических и теоретических, прогрессивное сближение и объединение мелких специальностей во все более тесные группировки и системы. Он приводит большое число примеров сходства и общности механизмов построения, функционирования и развития различных систем. Так, все разнообразные приемы и приспособления машинного производства обобщаются в одном проникающем и резюмирующем методе — пре­вращении энергии (это принцип устройства и применения всех машин).
Единство принципов устройства, используемых Природой и Че­ловеком: рычаг, оптическая линза, парус; аналогии в устройстве гла­за у головоногих моллюсков и у высших позвоночных. Централистическая форма устройства свойственна различным жизненным ком­плексам, социальным и индивидуальным (строение звездных и пла­нетных систем, эта же форма воспроизводится и в структуре атома). Интенсивность света, наполненность пульса, сон — бодрствование, уровень шума, соответствующий музыкальному ритму, процессы ды­хания и смены поколений имеют «волновую» природу, поэтому имеют однотипное графическое изображение. Сходство в методах размноже­ния у разных животных и растений, сходство между многими семена­ми и яйцом. Повторение организационных типов наблюдается на всех ступенях бытия: человеческие сообщества на разных континентах про­ходили через одни и те же типы экономической организации — при­митивный родовой коммунизм, патриархат, феодализм.
Анри Пуанкаре, французский физик, математик и философ, чуть раньше Богданова (1906 г.) писал: «Одно и то же уравнение — лапласовское — встречается в теории ньютоновского тяготения, теории движения жидкостей, учении об электрическом потенциале, учении о магнетизме, о распространении теплоты».
В биологии это положение названо принципом универсальности. Академик А.М. Уголев писал: «Основные закономерности строения и функционирования биологических систем всеобщи. Это означает, что биологический механизм, свойственный одному виду организмов или даже одному типу клеток универсален (т.е. может быть обнаружен у ряда других видов организмов или окажется всеобщим). Принцип имеет существенное гносеологическое значение, так как заставляет даже частную закономерность рассматривать как потенциально всеоб­щую и искать границы ее применения».
Наш современник, философ А.М. Ковалев в работе «Целост­ность и многообразие мира. Философские размышления» гово­рит о необходимости обсуждения этой проблемы хотя бы в поста­новочном плане, в плане поиска. Автор высказывает предположе­ние, что хотя развитие является важнейшим атрибутом процессов самореализации материальных систем, тем не менее не исчерпывает всю совокупность ее свойств и что законы диалектики, представ­ляют собой частный случай более общих законов Мироздания, по­иск которых необходим. К тому же диалектические законы были обоснованы Гегелем, когда наука не знала строения клетки и атома, не была создана теория относительности, человек не летал в кос­мос, не расшифровал генетический код и т.д. В настоящее время стало ясно, что мир намного сложнее и нельзя свести все слож­нейшие процессы природного мира к трем законам диалектики.
Если мы рассматриваем Универсум как единую систему, то ей присущи, помимо законов развития, законы строения и функцио­нирования. Здесь мы не будем вдаваться в дискуссию по поводу семантического значения слова «развитие». На наш взгляд, его можно понимать шире: развитие включает и этапы структурогенеза и функ­ционирования. Однако законы, принципы, некоторые обобщения, сформулированные А.М. Ковалевым, нам показались вполне приложимы к теории организации.
Наиболее общий закон природного мира А.М. Ковалев формулиру­ет как «закон оптимальной самореализации как мира в целом, так и его составных элементов на основе их активности и динамического равнове­сия». Степень оптимальной самореализации выступает внешним отраже­нием и показателем самоорганизации. Этот закон он называет основным: все остальные законы и принципы работают на его реализацию.
Кстати, основной закон природного мира в формулировке Ковале­ва очень близок к формулировке главного закона развития техниче­ских систем, автором которого является основатель ТРИЗа (теории решения изобретательских задач) Г. Альтшулер. Суть закона: каж­дая система стремится повысить степень своей идеальности. Степень идеальности определяется ростом отношения суммы выполняемых системой полезных функций к сумме факторов расплаты за выполне­ние этих функций. По-видимому, стремление к идеальному состоянию и подвигает систему к оптимальной самореализации.
Вторым по значимости всеобщим законом природного мира АМ. Ко­валев называет «закон единства природного мира и качественного многооб­разия его форм» — важнейший закон структурного построения природ­ного мира. Единство обеспечивает устойчивость, самосохранение мира и входящих в него материальных структур, а качественное многообразие обеспечивает его постоянное изменение и развитие. Если бы единство системы носило абсолютный характер, то она находилась бы в статиче­ском, «затвердевшем» состоянии, не могло быть и речи о ее изменении и развитии. Если бы существовало только абсолютное стремление к много­образию, тогда элементы были бы лишены возможности взаимодейство­вать друг с другом и образовывать целое, новые структуры.
При этом следует отметить, что качественно различные структуры, элементы, находящиеся в единстве, не только находятся в состоянии борьбы, но и в состоянии сотрудничества, взаимопомощи и гармонии.
Далее Ковалев формулирует еще один всеобщий закон — закон сме­няемости, согласно которому функционирование и развитие материаль­ных структур в рамках природного мира осуществляются не непосредст­венно и прямо, а посредством смены их составных элементов. Из этого следует, что возникновение нового качества может произойти не само собой, а лишь за счет структурных преобразований. Причем новое каче­ство возникает и как результат стихийных столкновений, и как резуль­тат развития самой целостности, куда они входят. Этот закон опирает­ся на закон сохранения массы и энергии. Единому целостному миру соответствует и некий единый целостный энергетический потенциал, а также масса вещества. Единое образование может изменять одни свои структуры только при равноценном изменении других.
Следующим важнейшим законом природного мира автор назы­вает закон обеспечения динамического равновесия: всякое струк­турное образование существует лишь до тех пор, пока в нем сохраня­ется динамическое равновесие между его элементами. Если качест­венное многообразие мира ведет к нарушению равновесия между элементами, то единство материального мира требует его устранения. Закон динамического равновесия требует: а) тождественного равно­весия в рамках данной системы между ее элементами, а также между целым и ее частями; б) оптимального соответствия между устойчиво­стью и изменчивостью, самоорганизацией и беспорядком системы; в) необходимости оптимального соответствия данной системы со средой. Закон динамического равновесия — это закон обеспечения стабильно­сти и жизнеспособности системы путем создания необходимого баланса равнодействующих сил, механизма постоянного обновления, адапта­ции к условиям, соответствия между компонентами. Динамическое равновесие не может заходить дальше определенной черты, чтобы не подорвать способность системы к развитию и совершенствованию. Единство не должно доминировать над многообразием, и наоборот. Динамическое равновесие выступает одним из общих и фундамен­тальных законов природного мира, так как обеспечивает самосохра­нение и самореализацию материальных структур.
Обеспечение динамического равновесия достигается, в основном, путем изменения структуры, при сохранении своего основного качест­ва. Например, вода в интервале температур от 0 до 100°С представляет собой жидкость, выше верхней границы — пар, ниже нижней — лед, т.е. основное качество (химический состав) не изменяется, а изменяет­ся структура (агрегатное состояние).
Наиболее общие законы природного мира не только взаимосвя­заны, но и вытекают один из другого, это естественно, так как все они направлены на обеспечение оптимального функционирования и развития, на достижение оптимальной самореализации макросис­темы. Подводя итог сказанному, можно отметить, что обеспече­нию оптимальной самореализации природного мира подчинено его строение. Но так как единство посредством многообразия ве­дет к нарушению равновесия между элементами системы, то это требует действия закона динамического равновесия, поддержания равновесия в едином многообразном и развивающемся мире.
Принцип холизма вновь доминирует в фундаментальной науке: все связано со всем и развитие целого выступает условием развития его частей. Закон единства и многообразия говорит о том, что если единство обеспечивает устойчивость, самосохранение организации, то стрем­ление к качественному многообразию обеспечивает ее изменение и раз­витие. Динамическое равновесие не должно быть слишком жестким, чтобы не подорвать способность системы к развитию и совершенствова­нию. Единство не должно доминировать над многообразием, и наоборот.
О всеобщей связи вещей и явлений в природе и человеческом об­ществе заговорили в связи с глобальными экологическими проблемами. Природа и хозяйственная деятельность человеческого общества связа­ны общими ресурсами, сопряженными потоками и круговоротами вещества, энергии и информации. Деятельность человека стала источ­ником и причиной еще одного свидетельства тесной связи экономики и экологии, их взаимообусловленного кризиса. Долговременная стра­тегия общества должна быть согласована с законами природы. Природа и общество находятся в единой сети системных взаимодействий.
Современная экология выработала довольно обширную аксиома­тику, множество законов, правил и эмпирических обобщений. Широ­ко известны законы-аксиомы американского эколога Барри Коммонера, которые характеризуют основные проблемы взаимодействия природы и общества: все связано со всем; все должно куда-то де­ваться; ничто не дается даром; природа знает лучше.
Познание всеобщих законов имеет огромное значение: с их помощью расширяется возможность предвидения поведения системы, определе­ния тенденций ее развития и предотвращения критических ситуаций.