Жизненный цикл организации.

 
Жизненный цикл организации.

Организации, как и системы, не вечны: они зарожда­ются, развиваются, переживают периоды становления, расцвета, упадка и сменяются другими или полностью перерождаются, об­новляются.
Концептуальная модель жизненного цикла организации (ком­пании, фирмы) обычно представлена в виде пяти последовательно сменяющих друг друга этапов: зарождения и накопления потенциа­ла; возрастающего развития; стабильности и опасности цикличе­ского кризиса; кризиса и послекризисного состояния.
Жизненный цикл организации (ЖЦО) — это период, в течение кото­рого организация проходит такие стадии своего функционирования, как создание, рост, зрелость и упадок.
Сколько организаций, столько и разных типов жизненного цик­ла. Примеры различного типа циклов представлены на рисунке: бы­стрый рост, короткая зона стабильности и быстрый спад (а); медлен­ный рост, довольно продолжительная стадия стабильности и резкий спад (б); бурный рост, малый период стабильности и спад (в); нор­мальный рост, продолжительный период стабилизации, спад (г).
 

 
Руководитель должен знать о законе циклического развития ор­ганизации и принимать решения, в соответствии с особенностями того этапа, на котором находится организация. Любая компания, фирма в процессе своего развития постоянно изменяется, но это предсказуемые изменения. Выигрывают те, кто может предвидеть системное поведение организации.
Один из вариантов основных этапов жизненного цикла изобра­жен на рисунке:
 

 
Каждый этап ЖЗО имеет свои особенности. Этап создания — это этап предпринимательства; для него характерны творческий процесс, формулирование миссии, дерева целей и функций. Этап роста -этап формирования коллектива, развития коммуникаций; время ак­тивных контактов и высоких обязательств. Этап зрелости, стабилизации — этап формализации правил, возрастания роли высшего руко­водства, роли в иерархии системы; структура относительно стабильна, организация устойчива и начинает увеличивать выпуск продукции, вы­являются все новые резервы развития. Структура усложняется, появ­ляются новые элементы в системе-организации. От быстрого роста разнообразия элементов система теряет свою целостность. Децентрали­зация принятия решений может на время исправить ситуацию, но система уже близка к следующему этапу. Этап упадка связан с умень­шением спроса на продукцию и услуги организации, с сокращением рын­ка. Руководство компании активно ищет выход из кризиса. Механизм выработки и принятия решений вновь централизован. Но на этапе спа­да вывести организацию на новый этап роста чрезвычайно сложно.
Кризисы подстерегают организацию на всех этапах без исключения и имеют свою специфику. На первом этапе это, как правило, кризис самих инициаторов созданного предприятия, кризис руководства: не хватило знаний, опыта, воли, связей и т.п. Если миновали первый этап благополучно и поделили сферы деятельности и ответственности, то их подстерегает кризис автономии, кризис контроля, кризис бюрократиче­ского аппарата, системный кризис или кризис синергии.
Понятие жизненного цикла организации тесно связано с понятием жизненного цикла изделия или продукции, которое широко использу­ется при планировании маркетинга и снабженческо-сбытовой дея­тельности, при организации послепродажного обслуживания изделий, при прогнозировании будущего организации.
Жизненный цикл продукции — это временной интервал, который вклю­чает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделия потребителем.
Итак, жизненный цикл изделия — это промежуток времени от замыс­ла изделия до снятия его с производства и продажи. В маркетинге при­нято рассматривать следующие стадии жизненного цикла изделия: 1) зарождение — разработка, конструирование, эксперименты, созда­ние опытной партии и производственных мощностей; 2) рост или на­чальная стадия появления изделия на рынке, формирование спроса, окончательная доработка конструкции с учетом опыта эксплуатации; 5) зрелость — стадия серийного или массового производства, наи­больших продаж; 4) насыщение рынка — темпы продаж начинают со­кращаться; 5) затухание производства и продажи изделия.
На начальных стадиях жизненного цикла продукции преобладают расходы (затраты на исследования, капитальные вложения в производ­ство, в маркетинг и т.д.), на стадиях зрелости и насыщения преобла­дают доходы, и в конце концов рост убытков заставляет прекращать производство (см. рисунок).
 

 
Q — объем реализации товара (утолщенная кривая), объем прибылей и убытков (пунктирная кривая); t — время; I — стадия НИОКР, создания мощностей — «зарождение»; II — стадия ос­воения производства («рост»); III — стация серийного (массового) производ­ства («зрелость»); IV — насыщение рынка; V — стадия свертывания произ­водства («упадок»); 1 — капиталовложения, затраты на НИОКР; 2 — прибыль; 3 — убытки

В смысле организационной эффективности закон 5-образного развития или закон циклического развития организации, сравнение этапов жизненного цикла организации с жизнью человека: детство, отрочество, ранняя зрелость, расцвет сил, полная зрелость, старение.
Каковы причины падения и как можно его избежать рассмотрим в следующей части работы.
Жизнь органи­зации не должна состоять из ожидания скольжения вниз или из попыток повернуть события вспять.
Современная ситуация на рынке такова, что организации должны уметь работать одно­временно на двух кривых: на настоящее и будущее.