Макроокружение и деловая среда организации

 
Макроокружение и деловая среда организации
 
 
В качестве надсистем для организации выступает внешняя среда. Внешнее окружение организации можно условно разделить на ближний круг — дело­вую среду и дальний круг — макроокружение:
 

 
Для организа­ции деловая среда выступает как надсистема, а макроокружение как над-надсистема. От того, в каком состоянии находятся надсистемы, зависит развитие искомой системы — организации.
Деловая среда. К деловой среде относится все, что, находясь за пределами организации, взаимодействует с ней и оказывает на нее непосредственное влияние в целом или на отдельные ее подразделе­ния. Как правило, в деловую среду организации входят: потребители продукции и услуг; поставщики материальных и природных ресурсов; конкуренты; инфраструктура; государственные и муниципальные ор­ганизации; международный сектор.
Деловая среда формируется в процессе развития организации, гра­ницы деловой среды определить сложно. Организация может изме­нить цели, стратегию, сферу деятельности, продукцию или услуги — все это соответственно изменит и границы ее деловой среды. Приведем краткую характеристику основных элементов деловой среды.
Потребители — это непосредственные покупатели и клиенты ком­пании. Состав потребителей зависит от сферы деятельности, от типа товара и услуг, от масштаба производства, от занятости рынка и мно­гих других факторов. Кроме непосредственных покупателей и клиен­тов, на деятельность организации оказывают значительное влияние и общественные организации (общество потребителей, общество эко­логической защиты и др.).
Поставщики материалов, сырья, полуфабрикатов, электроэнергии, воды, газа создают ресурсную зависимость. Зависимость организаций от поставщиков — одна из сильных. Отношения с поставщиками зна­чительно отражаются на себестоимости, качестве продукции, сроках изготовления, тем самым оказывая непосредственное влияние на эф­фективность. Поставщики-монополисты могут завышать тарифы, це­ны, отключить энергию, газ, ставя организации в кризисное положе­ние, на грань банкротства. При заключении отношений на поставки необходимо обратить внимание на цены, качество, соблюдение сроков поставок, возможность замены поставщика, необходимо выяснить, является ли он монополистом.
Конкурентами, как правило, являются те организации, которые реализуют схожую продукцию на одних и тех же рынках, одним и тем же потребителям.
Грамотная конкурентная стратегия требует анализа:

  • конкуренции между существующими компаниями;
  • вероятности появления новых компаний, планирующих про­изводить аналогичный продукт;
  • новых товаров-заменителей, которые могут появиться на рынке;
  • возможностей появления более выгодных поставщиков.

Инфраструктура — это совокупность отраслей и видов деятельно­сти, обслуживающих организацию и создающих для нее как бы общий фундамент, опору. Это та часть деловой среды, которая обеспечивает организацию финансовыми, трудовыми ресурсами, транспортным об­служиванием, консультационными, аудиторскими, страховыми и др. услугами. В эту часть деловой среды входят банки, фондовые биржи консультационные, аудиторские, лизинговые компании, склады, желез­ная дорога и пр., с которыми организация устанавливает связи.
Финансовые организации — фондовые биржи, частные инвесто­ры. Надежность финансовых организаций — необходимое условие для стабильной работы. Участившиеся кризисы — банкротство банков, резкие колебания валютного курса — все это усиливает степень неопределенности и создает большие сложности для менеджеров компа­нии. Поэтому так важен тщательный выбор финансовых учреждений.
Рынок рабочей силы: кадровые агентства занятости, учебные за­ведения, биржи труда. Изучение рынка рабочей силы позволяет орга­низации подобрать сотрудников необходимой специальности, квали­фикации, пола, возраста, образования, т.е. подобрать кадры согласно профессиональным требованиям.
Транспортные организации оказывают сильное влияние на ком­панию, ее благополучие зависит от цен, графиков перевозок, сохран­ности груза на транспорте. Если транспортная организация является монополистом, то тарифы на перевозки высоки.
Консультационные фирмы в последние годы все чаще оказывают профессиональные консультационные услуги организациям. Россий­ские предприятия обращаются за помощью в разработке маркетинго­вых, инвестиционных проектов, стратегии, проектов по реструктури­зации предприятия и др. На рынке консультационных услуг действуют как иностранные, так и российские фирмы.
Страховые компании являются необходимым элементом ин­фраструктуры. Высокий уровень риска для бизнеса на российском рынке заставляет фирмы обращаться к услугам страховых компаний. Для организации важно, чтобы на территории ее расположения обя­зательно были сильные страховые компании.
Государственные и муниципальные организации — это еще одна важная составляющая деловой среды. В зависимости от формы соб­ственности, вида деятельности, масштаба, источников финансирова­ния в деловую среду организации могут входить различные муници­пальные и федеральные организации или органы власти, с которыми она непосредственно взаимодействует: администрация, налоговая инспекция, налоговая полиция, суды. Влияние их на организацию происходит через принятие нормативных актов; владение акциями; лицензирование; представление субсидий, изымание налогов; разме­щение государственных заказов и их ресурсное обеспечение; приме­нение экономических и административных санкций и др., — все это непосредственно воздействует на экономику организации. В нашей стране, где изменения в органах власти часты и, как правило, не­предсказуемы, очень важно наладить хорошую связь с государствен­ными органами и предусмотреть меры, направленные на защиту ин­тересов, организации в кризисной ситуации.
Международный сектор деловой среды в последнее десятилетие оказывает сильное влияние на деятельность российских фирм. Вы­теснение с российского рынка российских производителей (автомо­били, бытовая техника, электронная техника, некоторые продукты пи­тания) заставляет компании внимательно следить за развитием между-
народного сектора экономики. Необходимо постоянно изучать влияние иностранных потребителей, поставщиков, конкурентов; исследовать новые приемы, правила менеджмента; усиливать лоббирование своих интересов в государственных органах власти и предпринимать меры, позволяющие противостоять иностранной конкуренции на отечест­венном рынке.
Макроокружение организации. К макроокружению организации относят: экономические условия в стране, регионе; политические условия; право; уровень технологий; международные связи; социаль­но-культурную среду; природно-геграфические условия; рынок; госу­дарство.
Элементы триады «организация — деловая среда — макроокру­жение» тесно связаны и взаимозависимы. Деловая среда как надсисте-ма организации в свою очередь зависит от своей надсистемы — мак­роокружения. Системы, входящие в макроокружение по отношению к организации, как исходной системе, выполняют роль «над-надсистем». Некоторые элементы макросреды могут входить в деловую среду орга­низации. Деловая среда и макроокружение вместе составляют внеш­нюю среду организации.
Внешняя среда организации без выделения из нее деловой сре­ды представлена на рисунке:
 

 
Организация должна соотносить свое развитие с развитием внеш­ней среды, для чего необходимо обладать достаточной информацией о происходящих в деловой среде и макроокружении изменениях. Внеш­няя среда характеризуется различной степенью неопределенности.
Неопределенность пропорциональна сложности и изменчивости внешней среды. Высокая степень неопределенности увеличивает сте­пень риска при принятии решений. Управляющий должен предсказать, как принимаемые решения отразятся на отношениях с деловой средой и макроокружением. Для оценки уровня неопределенности деловой среды используют четыре уровня: низкий, умеренный, умеренно высо­кий, высокий.
Простая и стабильная деловая среда представляет для организации низкую степень неопределенности, для менеджера — хорошо прогно­зируемые последствия от принятых решений. Например, прачечная в одном из «спальных» районов Москвы: постоянные клиенты, мало конкурентов, деловая среда стабильна.
Сложная и стабильная деловая среда — умеренная степень не­определенности. Деловое окружение таких организаций характеризу­ется множеством разнородных элементов, но их изменение не проис­ходит быстро или неожиданно. Пример: высшие учебные заведения, университеты. Большое количество разнородных элементов: абитури­енты, студенты, базовые школы, выпускники, родители, попечитель­ский совет, министерство, УМО, ВАК, префектура, налоговая служба, банки, издательства и пр., но изменения происходят медленно, посте­пенно, их можно предугадать.
Простая и нестабильная среда — умеренно высокая степень неоп­ределенности. Несмотря на небольшое количество элементов внешней среды поведение бизнес-системы трудно предсказать (например, дома модной мебели, или обуви, или одежды, т.е. организации, где быстро меняются вкусы потребителей). Например, деловая среда домов высо­кой моды достаточно простая, так как круг потребителей ограничен, но зато подвержен быстрым сезонным изменениям вкусов.
Сложная и нестабильная деловая среда — высокая степень неопре­деленности. Большое разнообразие элементов, которые изменяются необычайно быстро и непредсказуемо. Примером может служить фармацевтическая компания: огромное число потребителей и посто­янно изменяющийся ассортимент лекарственных средств.
Неопределенность деловой среды можно уменьшить с помощью механизмов адаптации. Адаптивность — это способность организа­ции приспосабливаться к изменениям внешней среды, один из важ­нейших критериев оценки эффективности организаций. По мере эво­люции и усложнения деловой среды значимость адаптивности возрас­тает. Адаптивная организация с изменением условий внешней среды корректирует цели, вырабатывает новые стратегии, реализует нововве­дения, совершенствует оргструктуру, обучает персонал и т.д.
Рейтинг преуспевающих компаний проводится по множеству па­раметров, основные из них: социальная значимость миссии; организа­ция хозяйственной деятельности; эффективная корпоративная стра­тегия; рост результирующих показателей работ; продвижение торговой марки; долгосрочные доходы для акционеров; использование возмож­ностей персонала; удовлетворение запросов потребителей; решение экологических проблем; оптимальное соотношение интересов участ­ников в капитале компаний; реализация программ приватизации; наи­лучшие сделки по слияниям и приобретениям; инновационные подхо­ды к организации бизнеса; эффективность использования технологий; высокие этические стандарты.