Интеграционный подход к теории организации

Интеграционный подход к теории организации

В теории организации представители классического направления исследовали проблему рационализации поведения человека в орга¬низации для достижения стабильности и равновесия в деятельности организации. В то же время поведенческие направления обратили внимание на исследование мотивации поведения человека в органи¬зации для достижения той же цели — стабильности и равновесия функционирования (см. рисунок).

Однако философия этих направлений игнорировала философию противостояния, противоречия и борьбу в деятельности людей и организаций.
Таким образом, интеграционная модель организации предполага¬ет сочетание факторов силы, борьбы и изменения наряду с фактора¬ми стабильности и равновесия в организационном поведении.
Интеграционный подход расширяет понятие организаторского явления в сторону передвижения уровней построения теории орга¬низации следующим образом:
• переход исследования организационных перемен от понятий равновесия и гармонии к понятиям противоречия, борьбы и силы;
• переход исследования организационных перемен от уровня «че¬ловек—организация» к понятию «группа—организация» и затем к ис¬следованию взаимоотношений между составляющими частями орга¬низации;
• переход исследования от уровня закрытой системы к уровням социальной системы, открытой системы и, наконец, социально-техни¬ческой системы;
• переход исследования от параметров организационной стабиль¬ности к параметрам организационной динамичности, основанной на идее относительной стабильности и динамичного равновесия.
Основные положения интеграционного подхода:
1. Формирование организации основывается па следующих поло¬жениях:
• организация формируется как реакция на экономические, со¬циальные, политические и культурные потребности;
• организация формируется планомерно или стихийно, фор¬мально или неформально. В любом случае формирование организа¬ции должно быть легитимно для того, чтобы окружающая среда воспринимала ее.
2. Организационное поведение обусловлено следующими положе¬ниями:
• человеческое поведение является основным параметром орга¬низационного поведения, так как человеческий фактор характеризу¬ется социальными и психологическими чертами, поэтому поведение индивидуумов и групп индивидуумов влияет на организационное функционирование;
• власть в организации определяет тип поведения ее участни¬ков и организационных отношений между ними;
• адаптация поведения участников организации осуществляется путем руководства, коммуникации, принятия решения, стимулирова¬ния, контроля;
• благодаря гибкости информационной системы организация в состоянии осуществлять возможность контроля над всеми позиция¬ми ее участников и тем самым предотвращать риски и использовать потенциальные возможности в ее пользу.
3. Рост организации и ее развитие основываются на следующих положениях:
• силы организационного роста и развития сосредоточены на внутренних характеристиках самой организации, а также на органи¬зационном климате и окружающей среде;
• динамика роста и развития организации — это закономерность, исходящая из динамической природы организации и взаимоотноше¬ний с окружающей средой;
• эффективность организации и продолжительность ее сущест¬вования отчасти зависят от типа отношений ее участников.
4. Взаимодействие организации с окружающей средой:
• организация стремится устанавливать динамичное равновесие между требованиями ее существования и успеха, с одной стороны, и требованиями окружающей среды и ее ограничениями — с другой. Такое равновесие обусловлено влиянием внутренних характеристик организации и внешних перемен окружающей среды;
• существующая организация в состоянии изменить свои функ¬ции и корректировать свою деятельность для удовлетворения новых потребностей окружающей среды;
• организация характеризуется продолжительностью деятельно¬сти, так как ее выходы обеспечивают возможность приобретения ею необходимых входов;
• динамичное равновесие организации осуществляется путем сбалансированности между расходами деятельности и отдачей от этих расходов.