Социальная организация как система

Социальная организация как система

Объектом нашего изучения являются организационные системы, т.е. системы, которым присуща функция управления (соз¬нательная, целенаправленная деятельность) и в которых главными элементами являются люди.
Любая система, в набор элементов которой входит человек, называ¬ется социальной. Поэтому любую фирму, компанию, организацию следует рассматривать как социально-экономическую систему, так как важней¬шими отношениями в них выступают социальные и экономические.
Говоря о социальной системе, будем представлять ее как динамиче¬скую систему, т.е. систему, изменяющуюся во времени. Как правило, это нелинейные системы, с нелинейными взаимодействиями и нелинейными законами развития, для которых имеет смысл использование поня¬тия «траектория развития».
Происходящие изменения в системе накапливаются, в результате система теряет стабильность и переходит на другую траекторию и раз¬вивается дальше в других границах стабильности. Такую потерю ста¬бильности в теории систем называют бифуркацией, а момент перелома траектории, или перехода, называют точкой бифуркации. Исходя из внешних и внутренних условий, конкретная система может проходить несколько состояний бифуркации, что в конце концов определит траек¬торию ее жизненного цикла. Несколько вариантов возможных траекто¬рий развития некой сложной системы представлены на рисунке:

Рисунок: Множество возможных аттракторов и фактическая траектория развития системы: 0 — один из основных параметров, характеризующих развитие системы; 1-6 — воз¬можные траектории развития системы; А, Б — возможные варианты фактического развития системы.
Рассмотрим вариант А., исходя из совокупности внешних и внут¬ренних условий на момент зарождения системы, начало ее развития идет по траектории 5, но очень быстро происходят изменения каких-то важных параметров для ее развития во внешней или внутренней среде. Система вынуждена перейти на ближайшую к ней траекторию 4, соот¬ветствующую новым условиям. Какое-то время система более или ме¬нее стабильно развивается, но изменения, происходящие во внешней среде (например, товар или услуги, которые производит эта бизнес-система, перестают удовлетворять потребителя, или цены на сырье подскочили в несколько раз и т.п.), так быстро накапливаются, что управляющая подсистема не успевает принять своевременные, эффек¬тивные решения и бизнес-система скатывается вниз.
Совсем по-другому развивается система по варианту Б. Свой путь она начинает с траектории 2, но, сумев вписаться во внешнюю среду и оптимизировать внутренние процессы, она переходит на более вы¬сокий уровень организации и занимает траекторию 3.
Предвидя изменения, происходящие на рынке товаров, услуг или поставщиков, управляющая подсистема вовремя делает ставку на но¬вовведения (новый товар, новую услугу) и не только остается на рынке, но и занимает более выгодную нишу. Предвидеть развитие бизнес-системы могут хорошо образованные менеджеры, умеющие систем¬но мыслить.
При исследовании поведения социальных систем следует помнить, что любая рассматриваемая система всего лишь элемент некоторой другой, тоже нелинейной динамической системы. И эти системы, раз¬виваясь по собственным законам, определяют многие свойства и об¬стоятельства развития своих подсистем.
Любая социальная система представляет собой некую целостность, у которой, как при эволюции любой нелинейной динамической сис¬темы, периоды спокойного развития, когда происходит медленное на¬копление изменений, сменяются периодом бифуркаций, периодом перехода из одного канала развития в другой. Таким образом, развитие социальной системы, как и любой другой сложной динамической сис¬темы, происходит по следующей схеме. До какого-то времени система эволюционирует по заданной траектории развития: происходит мед¬ленное накопление новых особенностей и в какой-то момент ее разви¬тие теряет устойчивость или согласованность с развитием системы высшего уровня и происходит переход на новую траекторию развития.
Понятия «организация», «организационная система» и «социаль¬ная система» в контексте данного учебного пособия являются сино¬нимами, так как ориентируют науку и практику прежде всего на по¬иски закономерностей механизмов соединения разнородных компо¬нентов в единое, целостное эффективное образование. В последние де¬сятилетия важнейшими становятся отношения экологические, как от¬ношения между Человеком и Природой. Поэтому появилась необходи¬мость рассматривать организацию как социо-эколого-экономическую систему. Основной целью таких систем является вписанность их в при¬родные комплексы, в биосферу.
Как видим, принцип усложнения организационных форм в про¬цессе эволюции распространяется не только на природные, но и на социальные системы. При этом адекватно этим усложнениям долж¬ны изменяться и подходы к организации и управлению. Увеличива¬ется объем оперативной и структурной информации о системах, ус¬ложняются процедуры, позволяющие принимать оптимальные реше¬ния, а в силу того, что значительно сложнее становится внутренняя и внешняя среда, большие трудности возникают и при реализации решений. Организационной системе присущи все основные свойства и признаки сложных систем,
Для того чтобы любая большая социальная система могла функ¬ционировать, достичь определенных целей, необходима управляющая подсистема. Таким образом, организационную систему можно разде¬лить на две подсистемы — управляющую и управляемую. В свою оче¬редь в управляющей подсистеме можно выделить два блока: блок определения целей и блок регулирования. Функции управляющей системы выполняет система органов управления (формирование целей, планирование, координация, контроль...). Управляемая под¬система, как правило, состоит из трех блоков: основное производ¬ство; вспомогательное производство и блок по обслуживанию дея¬тельности. Общая схема производственной компании как организа¬ционной системы приведена на рисунке:

Организация находится в постоянном движении, нет «неподвиж¬ного состояния вещей», но есть относительно устойчивые их состоя¬ния. Выше, рассматривая понятие «организация», мы говорили, что, с одной стороны, это объект, с другой — процесс. Если объект характе¬ризуется уровнями организации, то процессы различаются темпами, интенсивностью информационных потоков, изменяющих эти уровни. Именно в информационном аспекте проявляется взаимосвязь объек¬тов и процессов. Действительно, оперативная, рабочая информация, отражающая содержание всевозможных процессов, рождает, форми¬рует и совершенствует различные, относительно устойчивые структу¬ры. В свою очередь образовавшиеся вновь структуры (объекты) вы¬зывают новые циклы оперативной информации.
Социально-экономические системы — открытые системы. Они свободно обмениваются с внешней средой и с другими системами энергией, материальными потоками и информацией. Деловая орга¬низация — прежде всего открытая система. Успех фирмы связывает¬ся с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду — экономическую, научно-техническую, социально-политическую. Вся внутрифирменная структура управления выстраивается согласно этим внешним условиям, а изменения, происходящие в ней, есть не что иное, как ответ фирмы на изменения во внешней среде. Говоря о социальных системах как об открытых, следует помнить, что любая такая система имеет границы, которые определяются пределом рас¬пространения внутреннего управляющего воздействия самой систе¬мы. А внешней средой системы является область вне реализации внутреннего управляющего воздействия системы, т.е. область, не находящаяся под контролем лица, принимающего решение (ЛПР).
В организации переплетаются и уживаются интересы личностей и групп, устанавливаются правила и нормы отношений, дисциплина и творчество. У каждой организации — своя миссия, культура, имидж. Организации изменяются в соответствии с требованиями окружающей среды и погибают, когда не способны их выполнить. Класс социаль¬но-экономических систем несравненно сложнее, чем класс социо-технических систем. Дело в том, что если в последних управляемой подсистемой является техника, управление носит детерминирован¬ный характер, т.е. человек задает команду — машина реагирует опре¬деленным образом, то в социальных системах за функции управления, исполнения, контроля отвечает человек, он является и субъектом, и объектом управления. Свобода воли и разнообразие индивидуумов не позволяют получать на выходе определенный результат. Такие систе¬мы, как мы уже говорили выше, относятся к классу наиболее слож¬ных, вероятностных систем.
Долгое время экономические системы рассматривали как полу¬закрытые, а порой и как закрытые системы, и это приводило к аб¬сурдным решениям. Командно-административная система в быв¬шем СССР как сугубо закрытое, жестко детерминированное обра¬зование, с людьми- винтиками сама себя лишила возможности раз¬нообразия и отбора лучшего. Она гасила инициативу, проявление ак¬тивности, изжила предпринимательство. Идеология управления пред¬приятием, отраслью, страной, как закрытой системой, привела к абсурдным решениям. Можно вспомнить десятки таких решений. Например, абсурдным было решение о строительстве Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, ущерб от которого в 200 раз превышает стоимость выпускаемой им продукции, абсурдно было на тучных черноземах строить автозавод в Тольятти, абсурдно вво¬зить продукты сельского хозяйства, имея в стране половину миро¬вых площадей чернозема. Из-за таких решений к настоящему вре¬мени утрачена значительная часть ценнейших природных ресурсов. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что важной чертой современной парадигмы управления является взгляд на любую социальную организацию, как на открытую, динамическую вероятностную систему со всеми вытекающими отсюда последст¬виями. Большое значение придается взаимодействию элементов с внешней средой, а также информации, коммуникациям, мотива¬ции, социальной защите, организационной культуре и организа¬ционному поведению.