Kредитные организации

 

1. В соответствии с законодательством, кредитные организации являются юридическими лицами. Поэтому при налогообложе­нии к ним применяются установленные законодательством РФ о налогах и сборах общие правила обложения юридических лиц.
В отдельных случаях налоговым законодательством для банков
учтены особенности осуществляемой ими предприниматель­ской деятельности по оказанию клиентам банковских услуг.
В Российской Федерации юридическими лицами (организа­циями) уплачивается довольно большая группа налогов. Наи­более важные из них:
налог на прибыль организаций;
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на имущество организаций;
налог на операции с ценными бумагами;
транспортный налог;
единый социальный налог;
налог на добычу полезных ископаемых и ряд других.

2. Правовой основой налогообложения кредитных организаций являются нормы налогового законодательства России, опреде­ляемые:
Конституцией РФ;
нормами международного права и международными договора­ми Российской Федерации;
специальным налоговым законодательством РФ (в Налоговом кодек­се РФ оно именуется "законодательством о налогах и сборах"), ко­торое, в свою очередь, включает следующие элементы:
федеральное законодательство о налогах и сборах (или законо­дательство о налогах и сборах РФ), включающее: Налоговый кодекс РФ; иные федеральные законы о налогах и сборах;
региональное законодательство о налогах и сборах, в том числе: законы субъектов РФ; иные нормативные правовые

акты о налогах и сборах, принятые законодательными (пред­ставительными) органами субъектов РФ;
• нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;
общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права);
подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связан­ным с налогообложением и сборам:
акт1 органов общей компетенции, в том числе: 1) указы Пре­зидента РФ; 2) постановления Правительства РФ; 3) подза­конные нормативные акты по вопросам, связанным с нало­гообложением и сборам, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ; 4) подзаконные нормативные право­вые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые исполнительными органами местного са­моуправления;
акты органов специальной компетенции, в том числе ведом­ственные подзаконные нормативные акты по вопросам, связанные с налогообложением и сборам органов специаль­ной компетенции, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
• решениями Конституционного Суда РФ. 3* Порядок уплаты кредитными организациями налогов регламен­тируется положениями соответствующих глав части второй
Налогового кодекса РФ (НК РФ), а до их принятия — феде­рального закона о конкретном налоге:
например, в настоящее время налог на прибыль организаций ус­тановлен положениями главы 25 ("Налог на прибыль органи­заций") части второй НК РФ (с учетом внесенных изменений и дополнений), а также еще действующими положениями Зако­на РФ от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". До 1 января 2002 года взимание этого налога осу­ществлялось в соответствии с упомянутым Законом РФ "О на­логе на прибыль предприятий и организаций";
другой важный налог — единый социальный налог вообще яв­ляется относительно новым для российской системы налогов федеральным налогом. Он установлен с 1 января 2001 года главой 24 ("Единый социальный налог") части второй НК РФ (применяется с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ "О внесении изменений и до­полнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Фе­дерации и в отдельные законодательные акты РФ" (в ред. от 20.08.2004), и других федеральных законов в области социаль­ного обеспечения граждан, в частности — Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страхова­нии в Российской Федерации" (в ред. от 20.07.2004)). ЕСН заме­нил собой существовавшие ранее взносы в государственные со­циальные внебюджетные фонды.