Право и охрана окружающей природной среды в городах


Градостроительство - это деятельность государственных орга­нов, органов местного самоуправления, физических и юриди­ческих лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и рекон­струкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также нацио­нальных, историко-культурных, экологических, природных осо­бенностей указанных территорий и поселений.
Основные направления градостроительной деятельности определе­ны Градостроительным кодексом РФ от 07.05.98 (в ред. от 10.01.2003). Содержание приоритетных принципов градостроитель­ства заключается в экологически безопасном развитии городов, рациональном землепользовании и охране природы, развитии ку­рортных, санаторных и рекреационных территорий.
Первичное звено градостроительного регулирования составляют следующие видыградостроительной документации'.
схемы расселения и природопользования;
генеральные планы городов и других поселений;
проекты планировки и застройки городов;
территориальные кадастры городов.

Требования охраны окружающей природной среды, экологической безопасности при осуществлении градостроительной деятель­ности заключаются в следующем:
• разработка градостроительной документации, строительство и реконструкция городских и сельских поселений, зданий, стро­ений и сооружений должны осуществляться с соблюдением требований охраны окружающей природной среды, экологиче­ской безопасности и санитарных правил. При этом необходимо учитывать состояние территорий городских и сельских поселений,
последствия вредного воздействия хозяйственной и иной деятель­
ности на окружающую природную среду и здоровье человека;
при разработке градостроительной документации следует пре­дусматривать мероприятия по охране окружающей природной среды, определенные заданием на разработку градостроитель­ной документации;
в градостроительную документацию всех видов в соответствии с заданием на ее разработку включаются разделы об охране недр, окружающей природной среды, о рациональном исполь­зовании природных ресурсов и землеустройстве;
для зон чрезвычайной экологической ситуации и экологиче­ского бедствия территорий субъектов РФ, территориально­производственных комплексов, городов - крупных промыш­ленных центров и отдельных промышленных комплексов раз­рабатываются территориальные комплексные схемы охраны природы и природопользования.

Территории, загрязненные химическими и биологическими веще­ствами, вредными микроорганизмами свыше предельно допусти­мых концентраций, радиоактивными веществами в количествах свыше предельно допустимых уровней (в случаях, если прожи­вание населения и осуществление хозяйственной и иной дея­тельности на таких территориях создают угрозу здоровью чело­века) подлежат консервации и специальной обработке в порядке, установленном законодательством об охране окружающей при­родной среды.
В зависимости от степени загрязнения и способа оздоровления указанных территорий может быть введен особый режим их ис­пользования или установлено иное функциональное назначение.
Если государственные или общественные интересы требуют осу­ществления хозяйственной и иной деятельности на территориях, неблагополучных в экологическом отношении, допускается вре­менное проживание населения на таких территориях с установле­нием особого регулирования градостроительной деятельности в соответствии с градостроительной документацией.
Санитарная охрана окружающей среды предусматривает дея­тельность органов санитарно-эпидемиологического надзора по охране жизни и здоровья граждан от неблагоприятного воздей­ствия окружающей среды.
санитарно-эпидемиологи­ческое благополучие населения, то есть такое состояние здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вред­ное влияние ее факторов на организм человека, созданы благопри­ятные условия пяя его деятельности.
Санэпидслужба осуществляет свою деятельность посредством са­нитарного нормирования, выполнения разрешительных, надзор­ных и контрольных функций. Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются, в частности, для охраны курортных, лечеб­но-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и других вредных воздействий.
Функции комитета охраны окружающей среды города:
учетная (учет природных ресурсов города и характера их изме­нений, учет выбрасываемых отходов и мест их размещения);
инспекционная (проверка и контроль выполнения экологиче­ских нормативов и эколого-правовых норм);
координационная (планирование городских природоохранитель­ных мероприятий, координация экологической деятельности отраслевых природоохранных служб);
экономическая (формирование внебюджетного экологического фонда и контроль за расходованием средств);
информационная (экологическое просвещение, воспитание, ин­формирование населения о состоянии окружающей природной среды);
разрешительная (выдача разрешений на размещение вредных ве­ществ, на специальное и обособленное водопользование, вывоз за рубеж некоторых видов животного мира, выброс вредных ве­ществ, проведение государственной экологической экспертизы).

Вокруг городов и промышленных поселков выделяются приго­родные зеленые зоны, в том числе лесопарковые защитные поя­са. Указанные территории выполняют следующие функции:
средозащитные (средообразующие, экологические);
санитарно-гигиенические;
рекреационные. В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отри­

цательно влияющая на выполнение ими вышеперечисленных функций. Границы зеленых зон определяются для столиц республик в соста­
ве РФ, краевых и областных центров.