Безакцептное и бесспорное списание денежных средств с банковских счетов
Действующее российское законодательство предоставляет некоторым органам право давать непосредственно кредитной организации распоряжения о бесспорном списании средств со счетов организаций без предварительной санкции судебных органов, а равно независимо от согласия должника. Однако
списание в бесспорном порядке не лишает должника права оспорить его правильность.
Бесспорное списание денежных средств с банковских счетов по
распоряжениям третьих лиц следует различать от безакцептного списания.
При безакцептном списании на основании договора, заключен
ного клиентом банка с контрагентом (например, договора по
ставки), указанному контрагенту по мере выполнения условий
сделки разрешается требовать у кредитной организации, в ко
торой открыт счет приобретателя товаров, работ или услуг,
списания в свою пользу причитающейся по договору суммы
денежных средств. При этом, например, при поэтапной оплате
приобретаемого, кредитной организации нет необходимости по
каждому обращению о безакцептном списании обращаться за
разрешением (акцептом) на такое списание к владельцу счета.
Бесспорное списание денежных средств с банковских счетов
имеет следующие основные отличия от безакцептного:
бесспорное списание основывается не на условиях договора, а вытекает из положений закона;
правом на безакцентное списание обладает не контрагент по гражданско-правовой сделке, а государственный орган;
право на бесспорное списание вытекает из властных (административных, налоговых) правоотношений, а не гражданских и иных, основанных на равенстве сторон;
бесспорное списание основано на презумпции обоснованности претензий, не требующих по своему характеру предварительной санкции суда или арбитражного суда и в большинстве случаев не вызывающих возражений со стороны должника;
случаи возможности бесспорного списания средств с банковских счетов исчерпывающим образом определены законодательством.
2. В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации правом бесспорного списания денежных средств с банковских счетов кредитных организаций в рамках своих полномочий наделены налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы).
В случаях, прямо предусмотренных НК РФ, полномочиями налоговых органов обладают:
таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ);
органы государственных внебюджетных фондов;
государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов. По общему правилу в бесспорном порядке производится взыскание налога с организации. По распоряжениям налоговых органов взыскание производится с расчетного (текущего) счета предприятия, а в случае отсутствия средств на этих счетах с валютного счета. Исключение — взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:
юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами или
юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика. С учетом ч. 1 ст. 35 Конституции РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ о том, что "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда", взыскание неуплаченного налога с физического лица производится только в судебном порядке.
3. Таможенные органы РФ имеют право осуществлять бесспорное списание задолженности плательщиков экспортной и импортной пошлины как в рублях, так и в иностранной валюте. Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции:
по контролю и надзору в области таможенного дела;
агента валютного контроля;
специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ и осуществ
ляет свою деятельность непосредственно, через таможенные органы и представительства Службы за рубежом. К основным функциям таможенных органов РФ относятся:
взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль за правильностью исчисления и своевременностью их уплаты;
таможенное оформление и таможенный контроль;
борьба с нарушениями таможенных правил