Эколого-правовой режим лесопользования

 
 

В состав лесного законодательства РФ, основанного на Кон­ституции РФ, входят Лесной кодекс РФ от 29.01.97 (в ред. от 25.07.2002) и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы, иные нормативные правовые акты.
Лес представляет собой совокупность биологически взаимосвя­занных и влияющих друг на друга природных компонентов, к которым относятся земля, древесная, кустарниковая и иные виды растительности, животные, микроорганизмы и др.
Функции леса:
экологическая;
экономическая;
культурно-оздоровительная. Лесной фонд Российской Федерации составляют:
все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений);
земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью

(лесные земли и нелесные земли).
Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель
лесного фонда от иных земель.
Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в установленном лесным и земельным законода­тельством порядке.
В лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включает­ся древесно-кустарниковая растительность, расположенная:
на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных ма­гистралей и автомобильных дорог);
землях населенных пунктов (поселений), в том числе предос­тавленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
землях иных категорий. Различают земли: 1) лесные; 2) покрытые лесом; 3) не покрытые

лесом (вырубки, гари, прогалины и другие); 4) нелесные земли (болота, пески, дороги и др.). Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федера­
ции и субъектов Федерации. Владение, пользование и распоряже­ние лесным фондом осуществляются в интересах народов, прожи­вающих на соответствующих территориях, и всех граждан России.
Границы лесного фонда не являются неизменными. Его территория может расширяться за счет отвода под лесопосадки новых земель, ранее входивших в другие категории государственного земельного фонда. Возможно также сокращение территории лесного фонда в результате изъятия земель из его состава для иных государствен­ных и общественных нужд.
Согласно ст. 69 Лесного кодекса мониторинг лесов представля­ет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда, вос­производства лесов и повышения их экологических функций. Порядок осуществления мониторинга лесов устанавливает фе­деральный орган управления лесным хозяйством совместно со специально уполномоченным государственным органом в об­ласти охраны окружающей природной среды.
Цель государственного учета лесов - организация рационального использования лесов, их воспроизводства, охраны и защиты, систематический контроль за количественными и качествен­ными изменениями лесного фонда и обеспечение достоверны­ми сведениями о лесном фонде органов государственной вла­сти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, за­интересованных предприятий, организаций, граждан.

Государственный лесной кадастр содержит сведения об экологиче­ских, экономических и иных количественных и качественных ха­рактеристиках лесного фонда. Данные лесного кадастра исполь­зуются:
при государственном управлении лесным хозяйством;
организации его ведения;
переводе лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом;
изъятии земель лесного фонда;
определении размеров платежей за пользование лесным фондом;
оценке хозяйственной деятельности лесопользователей и лиц, осуществляющих ведение лесного хозяйства.

Планирование использования лесов предусматривает мероприя­тия в области рационального использования лесов, восстанов­ления, повышения продуктивности лесов, их охраны и защи­ты. В целях рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов разрабатываются феде­ральные и территориальные государственные программы.
Федеральный орган управления лесным хозяйством координирует
разработку и составление годовых и перспективных планов ис­
пользования и охраны лесов на основании данных лесоустройства.
Лесоустройство - это система мероприятий по обеспечению рационального использования лесного фонда, повышению эф­фективности ведения лесного хозяйства и осуществлению еди­ной научно-технической политики в лесном хозяйстве.
В ходелесоустройства осуществляются:
определение границ участков лесного фонда и внутрихозяйст­венная организация территорий лесного фонда, лесхозов феде­рального органа управления лесным хозяйством, национальных парков, государственных природных заповедников, лесхозов об­разовательных учреждений;
топографо-геодезические работы и специальное картографиро­вание лесного фонда;
инвентаризация лесного фонда с определением качественных и количественных характеристик лесных ресурсов;
выявление реликтовой лесной растительности и особо защит­ных участков лесов;
выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок, мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведе­нию, мелиорации, охране и защите лесов и других лесохозяй­ственных мероприятий, а также определение порядка и спосо­бов их проведения;
обоснование отнесения лесов к группам и категориям защит­ности, перевод не покрытых лесом земель в покрытые лесом земли, нелесных земель в лесные земли;
определение расчетных лесосек, размеров рубок промежуточ­ного пользования;
определение объема мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, охране и защите лесов, а также объема других лесохозяйственных мероприятий;
определение размеров побочного лесопользования и заготовки второстепенных лесных ресурсов, размера пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства и культурно-оздо­ровительных, туристических и спортивных целей;
лесобиологические и другие специальные обследования;
надзор за осуществлением лесоустроительных проектов;
иные лесоустроительные действия.