Эколого-правовой режим водопользования

 

Водное законодательство РФ, состоящее из Водного кодекса РФ от 16.11.95 (в ред. от 30.06.2003) и принимаемых в соответст­вии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов, основывается на Конституции РФ.
Водные объекты - это сосредоточения природных вод на по­верхности земли или в ее недрах, являющиеся важным элемен­том природного комплекса и удовлетворяющие потребности человеческого общества в воде.
В перечень водных объектов входят:
реки, озера, ручьи, болота, водохранилища, пруды, каналы и дру­гие поверхностные естественные и искусственные водостоки и водоемы;
ледники (движущиеся естественные скопления льда атмосфер­ного происхождения на земной поверхности) и снежники (не­подвижные естественные скопления льда и снега, которые со­храняются на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части);
гидрологические бассейны, месторождения подземных вод, водоносные горизонты и естественные выходы подземных вод, в том числе термальных;
внутренние морские воды и территориальное море РФ.

Согласно Водному кодексу РФ совокупность всех водных объ­ектов (за некоторым исключением), находящихся в пределах территории РФ, образует водный фонд РФ.
Включение водных объектов в состав водного фонда и исклю­чение из него производится в порядке, установленном Пра­вительством РФ.
Водные объекты, включенные в состав водного фонда, подлежат
регистрации в государственном водном кадастре. Этот фонд нахо­
дится под защитой и охраной государства.
В состав водного фонда не входят:
замкнутые непроточные водоемы естественного или искусст­венного происхождения, расположенные на земельных участках, находящихся в собственности юридических и физических лиц;
пресные подземные воды первого от поверхности водоносного горизонта, если он не является и не может являться источни­ком централизованного водоснабжения.

Согласно части второй ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государствен­ной, муниципальной и иных формах собственности.
В государственной собственности находятся водные объекты, при­надлежащие на праве собственности Российской Федерации (фе­деральная собственность), и водные объекты, принадлежащие на праве собственности ее субъектам (собственность субъектов РФ).
Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объе­ктами, находящимися в государственной собственности, отно­сятся к совместному ведению РФ и ее субъектов. Согласно Конституции РФ, ВК РФ эти вопросы регулируются водным за­конодательством РФ.
От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собствен­
ника осуществляют органы государственной власти. Муниципальная и частная собственность распространяется только на обособленные водные объекты (замкнутые водоемы).
Право муниципальной собственности на обособленные водные объ­екты принадлежит городским и сельским поселениям, другим му­ниципальным образованиям. Как правило, такие муниципальные водные объекты предназначены для муниципальных нужд. От имени муниципальных образований права собственника осуществ­ляют соответствующие органы местного самоуправления.
В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обо­собленные водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объек­тами, предельные размеры которых определяются земельным за­конодательством РФ.
Государственный мониторинг водных объектов - это система регулярных наблюдений за гидрогеологическими и гидрохими­ческими показателями их состояния. В процессе мониторинга обеспечивается сбор, передача и обработка полученной инфор­мации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоох­ранных мероприятий.
Государственный мониторинг водных объектов осуществляет госу­дарственный орган управления использованием и охраной водного фонда совместно с государственным органом управления в облас­ти гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по по­верхностным водным объектам), государственным органом управ­ления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам).
Порядок государственного мониторинга водных объектов устанав­ливает Правительство РФ.
Государственный контроль за использованием и охраной всех водных объектов предусматривает проверку:
соблюдения порядка использования и охраны водных объектов;
лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);
стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов;
режима использования территорий водоохранных зон и иных

требований водного законодательства РФ. Государственный контроль за использованием и охраной водных
объектов осуществляют:
государственные органы исполнительной власти субъектов РФ;
специально уполномоченный государственный орган управле­ния использованием и охраной водного фонда;
специально уполномоченные органы в области охраны окру­жающей среды;
другие органы исполнительной власти в пределах их компе­тенции. Порядок государственного контроля за использованием и охраной водных объектов определяет Правительство РФ.