Нормирование качества окружающей природной среды

 

Человечество не может позволить себе дальнейшее бескон­трольное загрязнение окружающей природной среды, при этом вряд ли возможно ограничить масштабы хозяйственной дея­тельности. Единственный выход в подобной ситуации - выра­ботка рациональных способов взаимодействия с окружающей природой. Одним из таких способов служит нормирование ка­чества окружающей природной среды.
Цель нормирования - установление предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность человека и сохранение генетиче­ского фонда, обеспечивающих использование природных ресур­сов без ущерба и их воспроизводство в условиях эффективного хозяйствован ия.
Допустимыми признаются воздействия, не влияющие на качество окружающей среды или изменяющие среду обитания в допусти­мых пределах, то есть не разрушающие экосистему и не вызываю­щие неблагоприятных последствий у человека.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, равно как и методы их определения, утверждаются специально уполно­моченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. С течением времени по ходу развития науки и техники нормативы изменяются, при этом учитываются международные стандарты.
Основу нормирования составляют нормативы концентраций за­грязняющих веществ - стандарты допустимых концентраций, в ча­стности, предельно допустимых концентраций (ПДК), максималь­но допустимых уровней (МДУ), предельно допустимых уровней (ПДУ), допустимых остаточных количеств (ДОК) и т. д.
Нормативы предельно допустимых концентраций вредных ве­ществ, микроорганизмов и других биологических веществ, за­грязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, предусматри­ваются с целью оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения гене­тического фонда, охраны растительного и животного мира.
Исходя из повышенной ценности отдельных территорий (запо­ведников, заказников, национальных парков, курортных и ре­креационных зон) для них устанавливаются более строгие но­рмативы предельно допустимых вредных воздействий на природ­ную среду.
Нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов вредных веществ, размещения отходов производства определяются с учетом производственных мощностей объекта, данных о воз­можных вредных последствиях по каждому источнику загрязне­ния согласно действующим нормативам предельно допустимых

концентраций вредных веществ в окружающей природной среде. С учетом экологической обстановки в регионе определяются также нормативные объемы размещения отходов производства.
Нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов, размещения отходов производства утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды (по химическим веществам), санитарно-эпиде­миологического надзора (по микроорганизмам и биологическим веществам).
Нормативы предельно допустимого уровня безопасного содер­жания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно допустимого уровня радиаци­онного облучения населения устанавливаются уполномочен­ными органами в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека.
Нормативы предельно допустимых остаточных количеств вред­ных химических веществ в продуктах питания устанавливаются путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека, по каждому используемому химическо­му веществу и при их суммарном воздействии.
Указанные нормативы утверждаются государственными органами Российской Федерации санитарно-эпидемиологического надзора по согласованию с государственной агрохимической службой Рос­сийской Федерации.
Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курорт­ных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и дру­гих территорий от загрязнения и других вредных воздействий.