Общеправовые принципы экологического права

 

• Принципы экологического права можно классифицировать на общеправовые, принципы Общей и Особенной частей.
Общеправовые (иначе их называют конституционными) принципы
предусмотрены в Основном законе - Конституции РФ. Эти норма­тивные предписания обладают наивысшей юридической силой.
Исходя из принципа народовластия российский народ осущест­вляет свою власть в экологических правоотношениях непосред­ственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть вторая ст. 3 Конституции РФ).
Согласно части первой ст. 3 Конституции РФ многонациональный
российский народ - единственный источник власти в России и
носитель суверенитета.
Избранные народом органы власти на местах при отводах и изъя­тии земель под строительство каких-либо объектов обязаны ин­формировать граждан о предстоящем предоставлении земель, при этом учитывать их мнение посредством проведения местных рефе­рендумов, собраний, сходов, а также применения иных методов изучения общественного мнения.
Принцип гуманизма состоит в том, что отношения в области охраны окружающей среды, экологического благополучия стро­ятся с учетом интересов не только настоящих, но и будущих поколений людей. Приоритетными составляющими принципа являются следующие требования'.
недопустимость такого порядка использования объектов природы, который бы способствовал причинению вреда здоровью людей;
каждый субъект экологических правоотношений обязан осуще­ствлять свою деятельность таким образом, чтобы не нарушать требований экологической безопасности.

Принцип законности предполагает точное и безусловное вы­полнение всех нормативных предписаний любым субъектом экологических правоотношений.
Составляющие этого принципа:
всеобщность, то есть распространение нормативных предписа­ний на всех без исключения граждан и организации, которые выступают в качестве субъектов экологических правоотношений;
безусловность, то есть недопустимость отступления от требова­ний нормативных предписаний под предлогом каких-либо об­стоятельств, за исключением предусмотренных законом;
единство, что означает единообразное применение норматив­ных предписаний всеми субъектами экологических правоот­ношений в любом регионе России.

Соблюдению этого принципа способствует наличие специально уполномоченных для надзора за законностью органов (прокурату­ра), органов, осуществляющих правосудие (суды, арбитражные су­ды), принятие особых нормативно-правовых актов (материальных и процессуальных).
Принцип интернационализма объединяет в себе две составляю­щие: международную и национальную.
Международная составляющая принципа интернационализма в экологических правоотношениях предусматривает сотрудничество разных стран в области охраны окружающей среды (в частности, обеспечение свободного и беспрепятственного обмена научно­технической информацией по проблемам окружающей природ­ной среды и передовых природосберегающих технологий, по­мощь одного государства другому в чрезвычайных экологических ситуациях и т. д.).
Национальная составляющая как элемент принципа интернациона­лизма в экологических правоотношениях отражает внутригосудар­ственное сотрудничество между федерацией и ее субъектами в во­просах владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также в природо­пользовании и обеспечении экологической безопасности. Эти по­ложения закреплены в Основном законе (ст. 72 Конституции РФ).
О важности принципа интернационализма свидетельствует также значение международных договоров в деле охраны природной сре­ды. Согласно ст. 82 Закона "Об охране окружающей среды", если международным договором в области охраны окружающей при­родной среды, заключенным РФ, установлены иные правила, чем те, что предусмотрены российским законодательством, то приме­нению подлежат правила международного договора. Таким обра­зом, международно-правовые нормы имеют приоритет перед на­циональными нормами.
Успех в деле охраны окружающей- природной среды невозможен без соблюдения на практике принципа единства прав и обя­занностей субъектов экологических правоотношений. Исходя из требований статей 42 и 58 Конституции РФ осуществление прав и свобод в области экологических правоотношений не­разрывно связано с выполнением гражданами своих обязанно­стей. Так, каждый имеет право на благоприятную окружаю­щую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуще­ству экологическим правонарушением (ст. 42). При этом каж­дый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
Тесная связь между правами и обязанностями субъектов-при­родопользователей - характерный признак рассматриваемого при­нципа.
Ключевой составляющей принципа гласности является право каждого проживающего на территории России на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Консти­туции РФ). Должностные лица, виновные в предоставлении не­правдивых сведений, искажении соответствующей информации, несут административную и иную ответственность. Наряду с этим принцип гласности предполагает публичное освещение фактов применения ответственности за экологические правонарушения. Это требование имеет важнейшее профилактическое значение.