Естественные монополии

 

Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при кото­ром удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей (издержки на единицу товара по­нижаются по мере увеличения объема производства), а товары, произ­водимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В связи с этим спрос на данном то­варном рынке на товары, производимые субъектами естественных мо­нополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридичес­кое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Субъекты естественных монополий функционируют в следующих сфе­рах деятельности:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопро­водам;
транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Госрегулирование деятельности естественных монополий осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О естественных мо­нополиях» от 17.08.95 № 147-ФЗ (в ред. от 30.12.2001). Закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных мо­нополий и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего:
доступность реализуемого ими товара для потребителей;
• эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий