Страховое право

 

Страховое право представляет собой комплексный правовой институт, нормы которого регулируют общественные отношения, складывающиеся в процессе создания и использования специ­альных страховых фондов денежных средств. Разнообразие и сложность названных общественных отношений обусловили необходимость их правового урегулирования нормами различ­ных отраслей права, таких как административное, финансовое, гражданское, социального обеспечения и др.
Источниками страхового права являются нормативно-правовые акты разного уровня и отраслей российского законодательства, что обусловлено комплексным характером данного института. .

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпиде­миями, ликвидации их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Кроме Конституции РФ, к основным нормативным актам, ре­гулирующим страхование и являющимся главными в системе страхового законодательства, относятся ГК РФ (статьи 927 - 970), Закон Российской Федерации "Об организации страхового де­ла в Российской Федерации", Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.99 № 165-ФЗ, Закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
Нормы, посвященные страховым отношениям, включены в Зако­ны: "О залоге", "Об охране окружающей среды", "О банках и бан­ковской деятельности", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и т. д.
Определенное значение для правового регулирования страхо­вания имеют Указы Президента РФ, такие как: Указ Прези­дента РФ "Об обязательном личном страховании пассажиров" от 07.07.92 (в ред. от 22.07.98), Указ Президента РФ "Об ос­новных направлениях государственной политики в сфере обя­зательного страхования" от 06.04.94.
Отношения по страхованию регулируются постановлениями
Правительства РФ, инструкциями Минфина России. На территории страны действуют некоторые международные до­говоры о страховании, заключенные Российской Федерацией.
В 1992 году в соответствии с Указом Президента РФ была соз­дана Федеральная служба России по надзору за страховой дея­тельностью, преобразованная в 1996 году в Департамент страхового надзора в структуре Минфина России.
На него возложено осуществление следующих функций: выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой дея­тельности;
ведение Единого государственного реестра страховщиков, их объе­динений, реестра страховых брокеров;
осуществление контроля за обоснованностью страховых тари­фов и обеспеченностью платежеспособности страховщиков;
установление Правил формирования и размещения страховых резервов;
разработка нормативных актов и методических документов по во­просам страхования;
обобщение практики страховой деятельности.

Минфин России имеет право:
на получение от страховщиков установленной отчетности о стра­ховой деятельности и информации об их финансовом положении;
на осуществление проверок соблюдения страховщиками стра­хового законодательства и достоверности представляемой от­четности;
при выявлении нарушений страховщиками страхового законо­дательства РФ давать предписания по их устранению;
приостанавливать или ограничивать действие лицензии стра­ховщика впредь до устранения выявленных нарушений либо отозвать лицензию в случае невыполнения указанных предпи­саний;
обращаться в арбитражный суд с исками о ликвидации стра­ховщиков, неоднократно нарушавших страховое законодатель­ство РФ.