Правовое регулирование государственных доходов

Государственные доходы определяются как различные денеж­ные ресурсы, поступающие в процессе распределения и пере­распределения части национального дохода общества в распо­ряжение государства и используемые им для финансирования потребностей, возникающих при осуществлении своих задач и выполнении соответствующих функций.
Государственные доходы, поступающие в распоряжение (соб­ственность) государства, разнообразны. Для их классификации используют различные критерии.

В науке финансового права разработано положение, согласно которому все государственные доходы подразделяются на цен­трализованные и децентрализованные.
При классификации доходов по социально-экономическому при­знаку в основу берется наличие различных форм собственно­
ста: государственной, муниципальной, частной и иных (ст. 8
Конституции РФ). По территориальному признаку государственные централизован­ ные доходы подразделяются на федеральные и доходы субъек­ тов федерации.
По методу мобилизации государственных доходов они могут быть подразделены на обязательные и добровольные. В свою оче­ редь, государственные доходы, поступающие на обязательной основе, подразделяются на налоги и неналоговые платежи.
3. К централизованным доходам относят доходы федерального бюд­жета, бюджетов субъектов РФ и средства государственных вне­бюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, федерального и территориальных фондов меди­цинского страхования).
К децентрализованным доходам относятся доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной собственно­сти или в собственности субъектов РФ. В первую очередь речь идет о государственных унитарных предприятиях, в том числе федеральных казенных предприятиях.
Неналоговые платежи относятся к государственным доходам,

поступающим на обязательной основе. Неналоговые платежи характеризуются большим разнообрази­ем, отличаясь друг от друга по субъектам платежей, методам их взимания, источникам поступления. К неналоговым доходам
относятся:
платежи за оказание различных услуг (государственная пошли­на, сбор за клеймение измерительных приборов, таможенная пошлина);
доходы от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов федерации (лесной доход, рыболо­вецкий сбор, плата за воду);
платежи, носящие штрафной характер (суммы, полученные от реализации конфискованного имущества; штрафы, взимаемые за нарушения финансового законодательства, и т. д.);
поступления от продажи государственных ценных бумаг, объ­ектов федеральной собственности и собственности субъектов федерации.

Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих госу­дарственные доходы, составляет раздел Особенной части фи­
маисового права РФ, который именуется "Правовое регулирова­ние государственных доходов.
Ведущим институтом раздела является налоговое право РФ,
нормы которого регламентируют порядок установления и взи­мания налогов, сборов, пошлин и других обязательных плате­жей в бюджеты различных уровней и государственные вне­
бюджетные фонды.
Кроме налогового права РФ, раздел "Правовое регулирование государственных доходов" объединяет еще четыре института:
финансово-правовые нормы, регламентирующие отношения по установлению и взиманию в бюджеты разных уровней и го­сударственные внебюджетные фонды неналоговых платежей (дивиденды от участия в капитале, доходы от продажи и арен­ды государственного и муниципального имущества, доходы от приватизации и др.);
финансово-правовые нормы, устанавливающие порядок и фор­мы мобилизации в бюджеты заемных средств;
правовые основы формирования децентрализованных финансо­вых ресурсов государства (ресурсов государственных и муни­ципальных предприятий);
правовые основы образования страховых фондов государства.