Характеристика принципов бюджетного процесса

 

Единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета состоят в том, что бюджетная система РФ должна объединять все бюджетные доходы и расходы государства в федеральном бюджете РФ, бюджетах национально-государственных, адми­нистративно-территориальных единиц и в бюджетах органов местного самоуправления. Нормами процессуального бюджет­ного права подробно регламентируется, когда и в какую имен­но часть бюджетной системы РФ должен поступить соответст­вующий доход и должен быть произведен соответствующий бюджетный расход.
Принцип реальности запланированных доходов и расходов обеспечивается тем, что формирование бюджетной системы основано на возможности в течение времени, отведенного на составление бюджетов всех уровней, в полном объеме устанав­ливать на планируемый год все источники и размеры бюджетных доходов, выявлять внутрихозяйственные резервы и источники накопления, что дает возможность определять оптимальные размеры средств, направляемых на развитие экономики и соци­альных процессов на всей территории государства.
Гласность и публичность в бюджетном процессе выражаются в том, что на всех стадиях бюджетного процесса происходит широ­кое и всестороннее обсуждение содержания бюджета на пред­стоящий год и обсуждение итогов по бюджету прошедшего года.
Федеральный бюджет в целом и во всех его составных мастях обсуждается комитетами и комиссиями представительных ор­ганов власти и на заседаниях представительных органов. Закон о федеральном бюджете и бюджетах республик в составе РФ, решения о бюджетах субъектов федерации и о местных бюдже­тах принимаются только представительными органами власти и публикуются для всеобщего сведения.
Решения представительных органов власти об утверждении бюджета, об утверждении отчета по исполнению бюджета, а также решения по иным вопросам, касающимся бюджета, подлежат опубликованию в средствах массовой информации в сроки, ус­тановленные соответствующим представительным органом власти, или доводятся до сведения населения иным способом исходя из возможности соответствующего представительного органа власти.
В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджетов в сред­ствах массовой информации должны быть опубликованы необ­ходимые сведения о причинах принятия такого решения.
Принцип ежегодности бюджета имеет большое экономическое и политическое значение. Еже годность дает возможность вы­явить ближайшие тенденции рыночного развития, обеспечить повседневный контроль за рациональным использованием госу­дарственных финансовых ресурсов в условиях развития рынка.
Экономическое значение состоит в том, что в годовых бюджетах представляется возможным более полно учесть и конкретизи­ровать происходящие под влиянием научно-технического про­гресса изменения в темпах роста производительности труда, про­мышленного производства, национального дохода и т. д.