Состав доходной части бюджетной системы

В соответствии с законодательством государственные и мест­ные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Все до­ходы и расходы распределяются (или разграничиваются) между бюджетами.
Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвоз­мездном и безвозвратном порядке в соответствии с законода­тельством в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов мест­ного самоуправления.
Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов ­это определение видов и объемов доходов и расходов, подле­жащих включению в каждый тип бюджетов.
Различают следующиегруппы методов бюджетного регулирования:
установление и распределение регулирующих источников до­ходов бюджета;
перераспределение самих бюджетных источников;
безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящего бюджета;
ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств
на конец предыдущего года. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым
законодатльством РФ федеральные, региональные и местные­налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рас­
срочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюд­жет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета. К неналоговым доходам относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государст­венной или муниципальной собственности, после уплаты на­логов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учрежде­ниями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной вла­сти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
средства, полученные в результате применения мер гражданско­правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также рредства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъек­там РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы прину­дительного изъятия;
доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюд­жетных ссуд и бюджетных кредитов;
иные неналоговые доходы.

В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают до­ходы, закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регули­рующие доходы.
Закрепленные доходы бюджетной системы - это доходы, кото­рые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долго­временной основе поступают в соответствующий бюджет.
Регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются норма­тивы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
Нормативы отчислений определяются БК РФ либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который пере­дает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет пере­данные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
Для полного сбалансирования бюджета могут применяться дота­ция и субвенция. Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету дру­гого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвоз­вратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (ст. 6 БК РФ). Закон подраз­деляет субвенции на два вида:
текущие, к которым относятся субвенции, направленные на фи­нансирование текущих расходов;
инвестиционные - направляемые на финансирование инвести­ционной, инновационной деятельности и других затрат, свя­занных с расширенным воспроизводством.

Нормы отчислений утверждаются вышестоящим органом пред­ставительной власти ежегодно по бюджетам разных уровней. Они могут быть едиными для бюджетов определенного уровня или дифференцированными в зависимости от объема закреп­ленных доходов и предстоящих расходов.
В средствах бюджета в зависимости от права собственности на них законодательство выделяет собственные источники доходов и за­емные средства.
К собственным источникам доходов бюджетов относятся:
налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюдже­тами, бюджетами государственных внебюджетных фондов за­конодательством РФ;
неналоговые доходы, указанные в п. 4 ст. 41 Е>К РФ (см. п. 3 Вопроса 25);
иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Финансовая помощь не является собственным доходом соот­ветствующего бюджета, бюджета государственного внебюджет­ного фонда.
При недостаточности собственных источников при необходи­мости покрыть расходы, превышающие минимальный бюджет, а также в случаях временных финансовых затруднений в про­цессе исполнения бюджета, используются заемные средства.
Источниками заемных средств, используемых для пополнения бюджета, могут быть:
получение органами исполнительной власти бюджетных ссуд;
выпуск государственных или муниципальных займов (передача в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образо­вания денежных средств, которые РФ, субъект РФ или муни­ципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уп­латой процента (платы) на сумму займа);
банковский кредит.