Характеристика принципов бюджетного устройства РФ

 

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной докумен­тации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за на­рушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осу­ществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:
право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправ­ления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ са­мостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
законодательное закрепление регулирующих доходов бюдже­тов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с БК РФ и налоговым законодатель­ством РФ;
право органов государственной власти и органов местного само­управления самостоятельно определять направления расходо­вания средств соответствующих бюджетов;
право органов государственной власти и органов местного са­моуправления самостоятельно определять источники финанси­рования дефицитов соответствующих бюджетов;
недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм пре­вышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных рас­ходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюд­жете, за исключением случаев, связанных с изменением зако­нодательства.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, оп­ределенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюд­жетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат фи­нансированию за счет бюджетных средств, средств государст­венных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджет­ной системе РФ.
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных вне­бюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляе­мых в пределах текущего финансового года.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источ­ников финансирования его дефицита. При составлении, ут­верждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера де­фицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджет­ных средств означает, что при составлении и исполнении бюд­жетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных ре­зультатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием опреде­ленного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой до­ходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с опре­деленными расходами бюджета, за исключением доходов целе­вых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Принцип гласности означает:
обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступ­ность иных сведений по решению законодательных (предста­вительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным

(представительным) и исполнительным органами государст­
венной власти. Секретные статьи могут утверждаться только в составе феде­рального бюджета.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показа­телей прогноза социально-экономического развития соответст­вующей территории и реалистичность расчета доходов и расхо­дов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств
означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотрен­ных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обо­значенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.