Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре и целевому назначению была создана Счетная палата РФ - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ.
К основным задачам Счетной палаты отнесены:
организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета;
финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;
анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений по их устранению;
контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;
регулярное представление палатам Федерального Собрания информации о ходе исполнения бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Счетная палата осуществляет следующие виды деятельности:
контрольно-ревизионную: проведение контроля полноты и своевременности денежных поступлений, фактического расходования бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявление отклонений и нарушений, проведение их анализа, внесение предложений по их устранению;
экспертно-аналитическую: экспертиза проектов нормативных актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ; подготовка заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ;
• информационную и иные виды деятельности.
Счетная палата состоит из Председателя, заместителя Председателя, аудиторов и аппарата Счетной палаты. Государственная Дума назначает на 6 лет Председателя Счетной палаты и шесть аудиторов Счетной палаты. Совет Федерации также на 6 лет назначает заместителя председателя и еще шесть аудиторов.
Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие основные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных общим назначением.
Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и иных штатных сотрудников, в служебные обязанности которых входят непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.
Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О результатах ревизий и 'тематических проверок Счетная палата
информирует Совет Федерации и Государственную Думу. В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и требующей пресечения, Счетная палата вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.
В соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми только на основании предложений Национального банковского совета, Счетная палата РФ осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка РФ, его структурных подразделений и учреждений.