Счетная палата РФ как субъект государственного финансового контроля

Для усиления контроля со стороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов по объему, структуре и целевому назначению была создана Счетная палата РФ - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Феде­ральному Собранию РФ.
К основным задачам Счетной палаты отнесены:
организация и осуществление контроля за своевременным ис­полнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
определение эффективности и целесообразности расходов го­сударственных средств и использования федеральной собст­венности;
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета;
финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нор­мативных правовых актов федеральных органов государствен­ной власти;

анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений по их устранению;
контроль за законностью и своевременностью движения бюд­жетных средств в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;
регулярное представление палатам Федерального Собрания ин­формации о ходе исполнения бюджета и результатах проводи­мых контрольных мероприятий.

Счетная палата осуществляет следующие виды деятельности:
контрольно-ревизионную: проведение контроля полноты и свое­временности денежных поступлений, фактического расходова­ния бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявле­ние отклонений и нарушений, проведение их анализа, внесе­ние предложений по их устранению;
экспертно-аналитическую: экспертиза проектов нормативных актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и фи­нансов РФ; подготовка заключений и ответов на запросы ор­ганов государственной власти РФ;

информационную и иные виды деятельности.
Счетная палата состоит из Председателя, заместителя Пред­седателя, аудиторов и аппарата Счетной палаты. Государственная Дума назначает на 6 лет Председателя Счет­ной палаты и шесть аудиторов Счетной палаты. Совет Федера­ции также на 6 лет назначает заместителя председателя и еще шесть аудиторов.
Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, воз­главляющие основные направления деятельности Счетной па­латы, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных общим назначением.
Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и иных штатных сотрудников, в служебные обязанности которых вхо­дят непосредственная организация и проведение контроля в пре­делах компетенции Счетной палаты.
Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, впра­ве проводить ревизии и тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемых организаций. О ре­зультатах ревизий и 'тематических проверок Счетная палата
информирует Совет Федерации и Государственную Думу. В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящей государству ущерб и тре­бующей пресечения, Счетная палата вправе давать админист­рации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. В случаях неоднократного неисполнения или не­надлежащего исполнения предписаний Счетная палата вправе по со­гласованию с Государственной Думой принять решение о при­остановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.
В соответствии с решениями Государственной Думы, принимае­мыми только на основании предложений Национального бан­ковского совета, Счетная палата РФ осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального бан­ка РФ, его структурных подразделений и учреждений.