Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

 

Защита личных и имущественных прав и интересов детей воз­лагается на органы опеки и попечительства в случаях:
смерти родителей;
лишения их родительских прав;
ограничения их в родительских правах;
признания родителей недееспособными;
болезни родителей; длительного отсутствия родителей;
уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять сво­их детей из воспитательных учреждений, лечебных учрежде­ний, учреждений социальной защиты населения и других ана­логичных учреждений;
в других случаях отсутствия родительского попечения.

СК возлагает на эти органы следующие функции:
по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, их учету;
устройству таких детей;
осуществлению последующего контроля за условиями их содер­жания, воспитания и образования.

Данные обязанности являются исключительной компетенцией органов опеки и попечительства, уполномоченных государством на их осуществление. Поэтому деятельность других органов и уч­реждений, в частности учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитательных, лечебных, социальной защиты населения), общественных объединений, а также граждан (физических лиц) по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, законом не допуска­ется, что, однако, не исключает их активного содействия органам опеки и попечительства в своевременном выявлении таких детей.
Согласно ст. 122 СК должностные лица учреждений (дошколь­ных образовательных учреждений, общеобразовательных учре­ждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Сообщать органам опеки и попечительства такие сведения обязаны'.
близкие родственники ребенка;
жилищные органы;
органы загса (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях);
суд при вынесении соответствующих решений (о лишении ро­дительских прав, о признании гражданина недееспособным и др.);
органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовер­шеннолетних детей);
другие должностные лица, которые по роду своей профессио­нальной деятельности связаны с детьми и семьей;
руководители дошкольных учреждений, школ, детских поли­клиник;
общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях;
учреждения и граждане.

Орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня получения таких сведений обязан:
провести обследование условий жизни ребенка;
обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения во­проса о его устройстве (при установлении факта отсутствия по­печения его родителей или его родственников).

В зависимости от обстоятельств ребенок незамедлительно дол­жен быть определен:
в воспитательное учреждение;
лечебное учреждение;
учреждение социальной защиты населения. СК устанавливает правовую обязанность руководителей учреж­дений, в которых находятся дети, сообщить в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, кото­рый может быть передан на воспитание в семью не позднее

7 дней со дня, когда им стало об этом известно, т. е. появились установленные законом основания для передачи ребенка в семью.
Руководители указанных учреждений привлекаются к админист­ративной ответственности в случаях.
несообщения таких сведений;
нарушения установленных законом сроков их представления;
представления заведомо недостоверных сведений;
совершения иных действий, направленных на сокрытие ребен­ка от передачи на воспитание в семью, в порядке, установлен­ном законом.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание'.
в семью:
на усыновление (удочерение);
под опеку (попечительство);
в приемную семью;
в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попе­чения родителей, всех типов (при отсутствии возможности пе­редачи на воспитание в семью):
воспитательные учреждения;
лечебные учреждения;
учреждения социальной защиты населения и другие анало­гичные учреждения.

Право ребенка жить и воспитываться в семье является одним из важнейших прав каждого ребенка. В отношении детей, ос­тавшихся по каким-либо причинам без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе органами опеки и попечительства форм воспитания таких
детей преимущество отдается семейным формам воспитания. Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представ­ляется возможным, дети помещаются в указанные учреждения. При этом форму такого устройства следует рассматривать как временную меру, не исключающую необходимости поиска ре­бенку приемной семьи.
Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения ро­дителей, с соблюдением основополагающих принципов семейно­го законодательства, касающихся приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей, могут быть предусмот­рены законами субъектов РФ.
При устройстве ребенка должны учитываться его:
этническое происхождение;
принадлежность к определенной религии и культуре;
родной язык;

• возможность обеспечения преемственности в воспитании и обра­зовании. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а так­же если не удалось в течение месяца подобрать ребенку семью или поместить его в соответствующее учреждение, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагает­ся на органы опеки и попечительства.
Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устрой­ство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной вла­сти, определяемый Правительством РФ, для учета в государст­венном банке, данных о детях, оставшихся без попечения роди­телей, и оказания содействия в последующем устройстве ре­бенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно прожи­вающих на территории РФ.
Порядок формирования и пользования данными о детях, остав­шихся без попечения родителей, определяется Федеральным зако­ном от 16.04.2001 № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".