Брак

 
• "Брак — это союз мужа и жены, общность всей жизни, едине­ние божественного и человеческого права" (Д.23.2.1). "Союз мужа и жены, основанный на совместной жизни" (Инст. 1.9.1).
В таком понимании брака являются преобладающими нравст­венный долг и совместное проживание. Римское право различало два вида брака:
брак с властью мужа (cum manu mariti);
брак без власти мужа (sine manu).
Брак "сине ману" следовало возобновлять ежегодно. Если жена в течение года прожила в доме мужа, то она автоматически
попадала под власть мужа. Поэтому, чтобы избежать этого, она
должна была не менее трех ночей в году проводить вне дома —
давность таким образом прерывалась.
Виды брака различались между собой как по формальным ос­нованиям (порядок заключения, расторжения и т. д.), так и по существу (разный объем правоспособности жены)
От брака "сине ману" следует отличать конкубинат. Конкуби­нат в Древнем Риме — это дозволенное законом постоянное со­жительство мужчины и женщины
условия для всту­пления в брак. Одни из этих условий были обязательны для всех лиц, вступающих в брак, другие условия применялись только к определенным группам граждан
Условиями для вступления в брак были:
согласие лиц, вступающих в брак, а также согласие домовла­дыки жениха и домовладыки невесты, если они были подвла­стными лицами. Если домовладыка безосновательно отказывал в браке, то его можно было принудить через магистрат;
достижение брачного возраста: для мужчин— 14 лет, а для женщин — 12 лет;
вступавшие в брак не должны состоять в другом непрекращен­ном браке;
каждый из брачующихся должен иметь право вступать в за­конный брак (поэтому, например, римлянин не мог заключить брак с чужеземкой). В дальнейшем, когда права римского гра­жданства были предоставлены и чужеземцам, данное условие отпало. Не допускались браки вольноотпущенников с лицами сенаторского сословия;
лица, вступавшие в брак, не должны были состоять между со­бой в родстве или свойстве. Препятствием было как агнатиче­ское, так и когнатическое родство.
запрещались также браки между опекуном и подопечной, между правителем провинции и жительницами той провинции, а так­же между виновным в прелюбодеянии и его соучастником.

3. Заключению брака часто предшествовало обручение. Сначала оно производилось домовладыками, затем в нем стали участво­вать лично жених и невеста. В классическую эпоху для заклю­чения брака не требовалось каких-либо формальностей — он за­ключался простым соглашением. По при лом. если присутст­вовала сословная разница, составлялся договор.
Существовало три способа заключения брака.
торжественный религиозный ритуал при участии жрецов и К) сви­детелей, сопровождаемый жертвоприношением (в древнейшее время). Такой способ заключения брака был привилегией пат­рициев и назывался "конферрацией":
мнимая покупка мужем своей будущей жены у ее отца по прави­лам, установленным для приобретения ценных вещей ("манципа­ция невесты"). Этот способ заключения брака считается пле­бейским. Данный способ называется "коемпция" и в I в. н.э. превращается в фикцию и затем исчезает;
брак "сине ману", то есть без власти мужа, заключался без всяких формальностей. Данный вид брака развился из древней формы заключения брака под названием узус. Он состоял в приме­нении к области брачных отношений давностных сроков.

4. Брак прекращался со смертью супруга, разводом или утратой свободы одним из супругов. В классическую эпоху развод был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему заявлению о расторжении брака. Судебных формальностей расторжение брака не требовало, однако объ­явление о разводе было необходимо.