Компетенция ЦБ РФ как органа денежно-кредитной политики

 

1. Под денежно-кредитной политикой Российской Федерации пони­мается комплекс мер государственного воздействия, приемов и инструментов, направленных и использующихся для повышения
эффективности государственного управления в денежной и
кредитной сферах.
2. ПБ РФ ежегодно:
не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу про­ект основных направлений единой государственной денежно-креди­тной политики на предстоящий год. Предварительно проект ос­новных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту РФ и в Правительство РФ;
не позднее 1 декабря — основные направления единой государст­венной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:

концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой ЦБ РФ;
краткую характеристику состояния экономики Российской Феде­рации;
прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денеж­но-кредитной политики в текущем году;
количественный анализ причин отклонения от целей денежно-­кредитной политики, заявленных ЦБ РФ на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснова­ние их возможной корректировки;
сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) про­гноз развития экономики Российской Федерации на предстоя­щий год с указанием цен на нефть и другие товары российско­го экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;
целевые ориентиры, характеризующие основные цели денеж­но-кредитной политики, заявляемые ЦБ РФ на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золото­валютных резервов;
основные показатели денежной программы на предстоящий год;
варианты применения инструментов и методов денежно­кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ори­ентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
план мероприятий ЦБ РФ на предстоящий год по совершенст­вованию банковской системы Российской Федерации, банков­ского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Государственная Дума:
рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год;
принимает соответствующее решение не позднее принятия Го­сударственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

3. Основными инструментами и методами денежно-кредитной по­литики ЦБ РФ выступают:
процентные ставки по операциям ЦБ РФ. Банк России исполь­зует процентную политику для воздействия на рыночные про­центные ставки. Он может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или прово­дить процентную политику без фиксации процентной ставки;
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Размер обязательных резервов в про­центном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депониро­вания обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров;
операции, на открытом рынке. Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа ЦБ РФ казначейских век­селей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций ЦБ РФ, а также краткосрочные опе­рации с указанными ценными бумагами с совершением позд­нее обратной сделки;
рефинансирование кредитных организаций, под которым понимает­ся кредитование ЦБ РФ кредитных организаций. Формы, поря­док и условия рефинансирования устанавливаются ЦБ РФ;
валютные интервенции. Под валютными интервенциями ЦБ РФ понимается купля-продажа им иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;
установление ориентиров роста денежной массы. ЦБ РФ может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показа­телей денежной массы, исходя из основных направлений еди­ной государственной денежно-кредитной политики;

прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных орга­низаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в це­лях проведения единой государственной денежно-кредитной по­литики только после консультаций с Правительством РФ;
эмиссия облигаций от своего имени. ЦБ РФ в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осущест­влять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций ЦБ РФ всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций ЦБ РФ, устанавливается как разница меж­ду максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кре­дитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.