Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ)

 

1. Правовой статус Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) регулируется Конституцией РФ и федеральными за­конами. В настоящее время ведущим из них является Феде­ральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 29.07.2004). Этот нормативный правовой акт сменил в 2002 году действо­вавший ранее с многочисленными поправками Закон РФ от
02.12.90 № 394-1 "О Центральном банке Российской Федера­ции (Банке России)". В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России):
ЦБ РФ осуществляет свои функции и полномочия независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
ЦБ РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображе­нием Государственного герба Российской Федерации и со сво­им наименованием. При этом наименования "Центральный банк Российской Федерации" и "Банк России" равнозначны;
местонахождение центральных органов ЦБ РФ - город Москва;

уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются феде­ральной собственностью;
ЦБ осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению вверенным ему имуществом, включая золотова­лютные резервы, в соответствии с целями и в порядке, которые установлены законодательством. Изъятие и обременение обяза­тельствами указанного имущества без согласия ЦБ РФ не допус­каются, если иное не предусмотрено федеральным законом;
государство, как правило, не отвечает по обязательствам ЦБ РФ, а ЦБ РФ — по обязательствам государства;
ЦБ РФ может быть ликвидирован только на основании приня­тия соответствующего закона Российской Федерации о по­правке к Конституции РФ.

2. Целями деятельности ЦБ РФ являются.
защита и обеспечение устойчивости рубля;
развитие и укрепление банковской системы Российской Феде­рации;
обеспечение эффективного и бесперебойного функционирова­ния платежной системы. Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ. В то же время Центральный Банк осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Прибыль ЦБ РФ определяется как разница между:
суммой доходов от предусмотренных законодательством банков­ских операций и сделок, и доходов от участия в капиталах кре­дитных организаций и
расходами, связанными с осуществлением ЦБ РФ своих функций.

3. ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Подотчетность заключается в том, что в соответствии с законодательством Государственная Дума:
назначает на должность и освобождает от должности Председа­теля ЦБ РФ по представлению Президента РФ;
назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров ЦБ РФ по представлению Председателя ЦБ РФ, согласованному с Президентом РФ;
направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
рассматривает годовой отчет ЦБ РФ и принимает по нему ре­шение;
принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности ЦБ РФ, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Нацио­нального банковского совета;
проводит парламентские слушания о деятельности ЦБ РФ с участием его представителей;
заслушивает доклады Председателя ЦБ РФ о деятельности ЦБ РФ (при представлении годового отчета и основных направлений еди­ной государственной денежно-кредитной политики).

4. До 1 января 2003 года, то есть до вступления в силу ст. 10 Фе­дерального закона "О Центральном банке Российской Федера­ции (Банке России)" уставный капитал ЦБ РФ составлял 3 млн рублей. Потом уставный капитал ЦБ РФ был увеличен до раз­
мера 3 млрд рублей.
ЦБ РФ не вправе участвовать в капиталах или являться членом
иных коммерческих или некоммерческих организаций, если
они не обеспечивают деятельность ЦБ РФ, его учреждений,
организаций и служащих, за исключением случаев, установ­ленных федеральными законами.
Исключение из этого правила составляет участие ЦБ РФ в:
капиталах следующих российских кредитных организаций:
Сберегательного банка Российской Федерации (Сбербанк);

. Банка внешней торговли (до 1 января 2003 года, затем ЦБ РФ вышел из капитала этого банка);
капиталах следующих кредитных организаций, созданных на территориях иностранных государств:
Донау-банка АГ, Вена;
Ист-Вест Юнайтед банка, Люксембург;
Коммерческого банка для Северной Европы — Евробанка, Париж;
Московского Народного банка Лтд, Лондон;
Ост-Вест Хандельсбанка АГ, Франкфурт-на-Майне. Уменьшение или отчуждение долей участия ЦБ РФ в уставных капиталах Донау-банка АГ, Вена; Ист-Вест Юнайтед банка, Люксембург; Коммерческого банка для Северной Европы — Ев­робанка, Париж; Московского Народного банка Лтд, Лондон; Ост-Вест Хандельсбанка АГ, Франкфурт-на-Майне, осуществля­ется в порядке и сроки, которые определяются Банком России по согласованию с Правительством РФ.

ЦБ РФ может участвовать в капиталах и деятельности меж­дународных организаций, которые занимаются развитием со­трудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностран­ных государств. Взаимоотношения ЦБ РФ с кредитными организациями ино­странных государств осуществляются в соответствии с между­народными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.