Принципы определения цены для целей налогообложения

 

1. Принципы определения для целей налогообложения цены реали­зуемых товаров, работ или услуг закреплены в ст. 40 НК РФ. Если иное не предусмотрено специальным налоговым законо­дательством, для налогообложения принимаются те цены това­ров, работ или услуг, которые указаны сторонами сделки в со­ответствующих документах (договоре, платежных документах).
Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена со­ответствует уровню рыночных цен.
2. При осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам, но лишь в следующих случаях.
между взаимозависимыми лицами;
по товарообменным (бартерным) операциям;
при совершении внешнеторговых сделок;
при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогопла­тельщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

3. В перечисленных случаях, когда, по мнению налогового орга­на, цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону по­нижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на такие товары, работы или услуги. .
Рыночная цена товара (работы или услуги) - это цена, сложив­шаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке иден­тинных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, ус­
луг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Под идентичными товарами понимаются товары, имеющие оди­наковые характерные для них основные признаки. Например, при
определении идентичности товаров учитываются их физиче­ские характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. Незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.
Однородными признаются товары, которые, не являясь идентич­ными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функ­ции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При опреде­лении однородности товаров учитываются их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.