Действие актов налогового законодательства РФ во времени

 

От правильного решения вопроса о пределах действия актов налогового законодательства РФ во времени нередко зависит, какой закон ("новый" или "старый") будет применяться судом или другим правоприменительным органом (например, нало­говым органом) к конкретным отношениям, как будут осуще­ствляться его предписания.
Для разрешения вопроса о временных рамках действия акта нало­гового законодательства РФ на практике необходимо установить:
момент (дату) вступления акта налогового законодательства РФ в силу, то есть порядок введения его в действие;
пределы действия этого акта после вступления в силу;
момент (дату) прекращения действия акта налогового законо­дательства РФ.

По общему правилу, федеральный конституционный закон, федеральный закон (а значит и содержащиеся в нем нормы налогового права) вступают в силу через 10 дней после офици­ального опубликования (в "Российской газете", "Собрании за­конодательства Российской Федерации"), если законодатель не установит иной срок.
При этом может оговариваться разное время начала действия
разных норм (статей, пунктов), содержащихся в одном законе. Например, часть первая НК РФ была введена в действие Фе­деральным законом "О введении в действие части первой НК РФ" от 31:07.98 № 147-ФЗ1. При этом было оговорено, что в целом часть первая вступает в силу с 1 января 1999 года. Но для отдельных ее положений был установлен другой срок вве­дения в действие - п. 1 ст. 1, статьи 12, 13, 14, 15 и 18 части первой НК РФ будут введены в действие только со дня введе­ния в действие полностью всей Особенной части НК РФ (то есть когда все действующие сейчас законы о конкретных нало­гах и сборах, принятые с 1991 по 1999 гг., будут заменены со­ответствующими главами части второй НК РФ) и признания полностью утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Такие, не введенные на момент принятия акта статьи или
пункты закона именуют "спящими нормами". Таким образом, сроки вступления в силу актов налогового зако­нодательства РФ могут быть следующими:
10 дней после опубликования;
немедленно;
специально названный в этом или в ином акте срок.

Таким "иным актом" к частям Кодекса является Вводный закон, а к актам специального налогового законодательства РФ - НК РФ.
3. Налоговым Кодексом РФ предусматривается, что акты законо­дательства РФ о налогах и сборах, изменяющие условия взимания установленных налогов, вступают в силу не ранее чем по исте­чении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соот­ветствующему налогу.
Федеральные законы, устанавливающие новые налоги и сборы, а также акты законодательства субъектов Федерации и органов
СЗ РФ, 1998, № 31. Ст. 3825; СЗ РФ, 1999, 28. Ст. 3488.
местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, могут вступать в силу не ранее / января года, следующего за голом их принятия, и не ранее одного месяца со дня их официально­го опубликования.
Нормативные акты, регламентирующие изменения порядка пра­вового регулирования сборов (разовых платежей, применительно к которым налоговый период не устанавливается), могут всту­пать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования соответствующего акта законодательства.
Однако существуют определенные особенности пределов дей­ствия во времени и порядка вступления в силу актов налогово­го законодательства, которым в установленном порядке прида­на обратная сила. Тогда общие правила вступления в силу применимы к ним, если иное не оговорено в самом таком за­конодательном акте.
4. Введенный в действие акт налогового законодательства РФ об­
ладает юридической силой вплоть до его отмены. Различают три варианта пределов действия такого акта во времени:
перспективное действие (действие акта распространяется на юридические факты и отношения, возникшие после даты вступления такого акта в силу);
немедленное действие (действие акта распространяется на вновь возникшие и ранее возникшие правоотношения, но с даты вступления такого акта в силу);
действие с обратной силой (действие акта распространяется на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до его вступления в силу, но с более ранней даты, например, акт, который устраняет, смягчает ответственность за совершение налогового правонарушения).

По общему правилу, согласно ст. 54 Конституции РФ "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяния, которые в момент его совершения не признавалось право­нарушением. Если после совершения правонарушения ответствен­ность за него установлена паи смягчена, применяется новый закон".
В ст. 57 Конституции РФ предусмотрено, что обратной силы не имеют законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков.
В соответствии с конституционным принципом в п. 2 ст. 5 НК РФ установлено, что обратной силы не имеют следующие акты законодательства РФ о налогах и сборах:
устанавливающие новые налоги и сборы;
повышающие налоговые ставки;
устанавливающие или отягчающие ответственность за налого­вые правонарушения;
устанавливающие новые обязанности;
иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отноше­ний, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Конституционный запрет на придание законам о новых нало­гах обратной силы распространяется только на случаи ухудше­ния положения налогоплательщиков и плательщиков сборов. Од­новременно Конституция РФ допускает придание обратной силы актам налогового законодательства РФ, если они улуч­шают положение налогоплательщиков.
Налоговый Кодекс РФ устанавливает два режима обратной си­лы для актов, улучшающих положение налогоплательщиков (пункты 3, 4 ст. 5 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 5 НК РФ всегда имеют обратную силу законы:
устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах;
устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав на­логоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

Согласно п. 4 ст. 5 НК РФ законы имеют обратную силу в случаях, когда это прямо предусмотрено в следующих актах:
отменяющих налоги и сборы;
снижающих размеры ставок налогов и сборов;
устраняющих обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным обра­зом улучшающих их положение.

5. Акт налогового законодательства РФ отменяется:
прямо (законодателем четко определяется дата, когда положе­ния отмененного акта перестают действовать);
косвенно (действие старого акта прекращается со дня вступле­ния в силу заменяющего его нового акта).