Составление проектов бюджетов

Пример порядка составления проекта закона
* Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития страны, субъектов РФ, муници­пальных образований и отраслей экономики, а также подготовка свод­ных финансовых балансов, на основании которых органы исполнитель­ной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
Составление проектов бюджетов:
основывается на основных направлениях бюджетной и налоговой поли­тики соответствующей территории на очередной финансовый год и Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию, которое направляется не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В нем определяется бюджетная политика РФ на оче­редной финансовый год;
• может осуществляться только Правительством РФ, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органов местного са­моуправления. При этом непосредственным составлением проектов бюджетов занимаются Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;
регулируется положениями конституционного законодательства РФ, а
также раздела VI БК РФ. С учетом комплексного характера бюджетов, составление их проектов осуществляется на основе специальной системы нижеследующих эко­ номических и экономико-правовых документов.
Так, О.Н. Горбунова, А.Д. Селюкова и Ю.В. Другова указывают, что "в Бюд­жетном кодексе при рассмотрении вопросов об исполнении бюджета, регламенти­рующих составление отчета об исполнении бюджета, и в вопросах контроля за бюд­жетной деятельностью допущена неточность (Горбунова О.Н., Селюкова А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России. М: ТК Велби, 2002. С. 163 - 164).
Перспективный финансовый план - документ, не требующий законо­дательного утверждения, но составляемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного про­гноза социально-экономического развития страны, субъекта РФ, муни­ципального образования и содержащий данные о прогнозных возможно­стях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных рас­ходов бюджета.
Основные цели разработки перспективного финансового плана:
информирование законодательных (представительных) органов о пред­полагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социаль­ной сферы;
комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатывае­мых реформ, программ, законов;

выявление необходимости и возможности осуществления в перспекти­ве мер в области финансовой политики;
• отслеживание долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.
Перспективный финансовый план разрабатывается на 3 года, из кото­рых: первый год - это год, на который составляется бюджет; следующие 2 года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.
Исходной базой для составления перспективного финансового плана является бюджет страны на текущий год. В последующем он ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного про­гноза социально-экономического развития страны, субъекта РФ, му­ниципального образования.
3. Прогноз социально-экономического развития территории - документ, ко­торый разрабатывается на основе данных социально-экономического развития соответствующей территории (всей Российской Федерации, если речь идет о федеральном бюджете, территории субъекта РФ или муниципального образования) за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета.
Баланс финансовых ресурсов - это баланс всех доходов и расходов Россий­ской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяй­ствующих субъектов на определенной территории. Составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей тер­ритории и является основой для составления проекта бюджета.
5, План развития государственного или муниципального сектора экономики
включает в себя:
• перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности фе­деральных казенных предприятий;
перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности го­сударственных или муниципальных унитарных предприятий;
программу приватизации (продажи) государственного или муниципаль­ного имущества и приобретения имущества в государственную или му­ниципальную собственность;
сведения о предельной штатной численности государственных или муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядите­лям бюджетных средств.

Долгосрочные целевые программы - разрабатываются органом исполни­тельной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверж­дению соответствующим законодательным (представительным) орга­ном, представительным органом местного самоуправления.
Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств государствен­ного внебюджетного фонда, должны содержать:
• технико-экономическое обоснование;
прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) резуль­татов реализации указанной программы;
• наименование заказчика указанной программы; сведения о распределении объемов и источников финансирования по
годам; %/ другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения.
Пример порядка составления проекта закона о федеральном бюджете.
В настоящее время он регламентируется положениями ст. 184 БК РФ, согласно которым:
подготовка проекта федерального бюджета Правительством РФ должна начинаться не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финан­сового года;
непосредственную разработку проектировок основных показателей фе­дерального бюджета на среднесрочную перспективу и проекта феде­рального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год организует Минфин РФ;
проектировки основных показателей на среднесрочную перспективу раз­рабатываются одновременно с проектом федерального бюджета на оче­редной финансовый год на основе среднесрочной программы Правитель­ства РФ, среднесрочного прогноза социально-экономического развития страны и прогноза Сводного финансового баланса по территории России.
В целом процесс формирования проекта федерального бюджета состоит из двух этапов. Напервомэтапе:
осуществляется разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирова­ния экономики страны на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели;
на основании выбранного плана-прогноза Минфин РФ разрабатывает основные параметры федерального бюджета и распределение расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классифика­цией расходов бюджетов РФ и проектировок основных доходов и расхо­дов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Одновременно Правительством РФ рассматриваются предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и МРОТ, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также предложе­ния о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу;

%/ в 2-недельный срок со дня принятия Правительством РФ основных ха­рактеристик федерального бюджета Минфин РФ:
- направляет бюджетные проектировки федеральным органам испол­нительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;
- уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на оче­редной финансовый год и на среднесрочную перспективу, определен­ной законодательством РФ.

На второмэтапе:
происходит распределение федеральными органами исполнительной вла­сти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной фи­нансовый год в соответствии с функциональной и экономической клас­сификациями расходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств;
одновременно уполномоченный орган исполнительной власти форми­рует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финанси­рованию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году; согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу;
с 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансово­му году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономи­ческого развития страны на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза ее социально-экономического развития на средне­срочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюдже­тов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в оче­редном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представлен­ные Минфином РФ, Минэкономразвития РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального за­кона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

Законодательство содержит правило, согласно которому в проекте за­кона о бюджете должны содержаться основные характеристики: об­щий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефи­цит бюджета. Кроме того, в проекте должны быть указаны: И прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; $/ нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;
расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ;
общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;
расходы и доходы целевых бюджетных фондов;
верхний предел государственного или муниципального долга по состо­янию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, а также другие предельные значения, предусмотренные БК РФ, с ука­занием в том числе предельных объемов обязательств по государствен­ным или муниципальным гарантиям;

объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной си­стемы РФ, предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий, по бюджетам, получающим указанную финансовую помощь;
распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расхо­дов соответствующего бюджета;
источники финансирования дефицита бюджета;
верхний предел государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;
предел государственных внешних заимствований РФ;
объемы и перечень государственных внешних заимствований РФ по показателям источников внешнего финансирования дефицита федераль­ного бюджета;
пределы предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам, а также международным орга­низациям (в том числе государствам - участникам Содружества Незави­симых Государств);

предел предоставления государственных гарантий третьим лицам на
привлечение внешних заимствований. Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год со­ставляются:
прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год;
адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год;
план развития государственного или муниципального сектора эконо­мики;
структура государственного или муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета;
оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот; оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год и т. д. Приведенный выше перечень не является исчерпывающим, и соответ.