Расходы федерального бюджета

1. Суть бюджетно-налогового федерализма в любом государстве с феде­ративной формой территориально-административного устройства со­ставляют вопросы распределения тягот по финансированию деятель­ности государства между бюджетами различных уровней бюджетной системы РФ, а также распределения между указанными бюджетами налоговых и неналоговых доходов бюджетов.
2« В бюджетном законодательстве вопросам закрепления определенных групп расходов по бюджетам различных уровней посвящены положе­ния гл. 11 БК РФ. Так, нормами ст. 84 БК РФ установлен следующий переченьфункциональных видов расходов, финансируемых исключитель­но из федерального бюджета:
обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, феде­ральных органов исполнительной власти и их территориальных орга­нов; другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
функционирование федеральной судебной системы;
осуществление международной деятельности в общефедеральных инте­ресах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных согла­шений и соглашений с международными финансовыми организация­ми, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти; взносы РФ в международные организации; другие расходы в области междуна­родного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осу­ществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому про­грессу;
государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морско­го транспорта;
государственная поддержка атомной энергетики;
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
исследование и использование космического пространства;
содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
формирование федеральной собственности;
обслуживание и погашение государственного долга РФ;
компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на вып­лату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;
пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драго­ценных камней, государственного материального резерва;
проведение выборов и референдумов в РФ; %/ федеральная инвестиционная программа;
обеспечение реализации решений федеральных органов государствен­ной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или умень­шению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
финансовая поддержка субъектов РФ;
официальный статистический учет;
прочие расходы.

3 Расходами, которые совместно финансируются из федерального бюдже­та, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований,
являются:
• государственная поддержка отраслей промышленности (за исключени­ем атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, га­зификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
• обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение противопожарной безопасности;
• научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс; обеспечение социальной защиты населения;
обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспро­изводства природных ресурсов, гидрометеорологической деятельности;
обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
• обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в со­ответствии с законодательством; обеспечение деятельности средств массовой информации;
прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов РФ
и муниципальных образований. Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюд­жетной системы РФ перечисленных выше расходов производятся по со­гласованию соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Так, порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ определяется Правительством РФ, а порядок согласования распределения и закрепления расходов, совместно финансируемых из бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, ­исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.