Подзаконные нормативные правовые акты как источник банковского права

 

1. Правом издавать нормативные правовые акты подзаконного харак­тера, регулирующие банковские правоотношения в РФ наделены:
Президент Российской Федерации;
федеральные органы исполнительной власти.

2. Подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы банковского права, делятся на две групп:
акты органов общей компетенции;
акты органов специальной компетенции.

3. К актам органов общей компетенции относятся:
Указы Президента РФ. которые не должны противоречить Кон­ституции РФ и банковскому законодательству и имеют приори­тетное значение по отношению к другим подзаконным актам. Такие акты могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента (ст. 90 Конституции РФ), в том числе по вопросам, составляющим предмет банковского права. Указы Президента РФ:
в своем большинстве являются нормативными правовыми актами;
носят властный характер и обязательны к исполнению на всей территории России;
издаются в целях восполнения правовых пробелов в урегу­лировании отношений. Поскольку указы Президента Российской Федерации — это ак­ты не главы исполнительной власти, а главы государства, их абсолютно подзаконный характер не очевиден и, по мнению Президента, при наличии правовых пробелов их восполнение с помощью нормативных актов главы государства до принятия соответствующих законов вполне естественно и правомерно. Указы в этих случаях являются нормой реализации конститу­ционно установленных прерогатив Президента по определению основных направлений внутренней и внешней политики страны, а также функций Президента как гаранта Конституции1.
1 Конституционный Суд определил, что Президент Российской Фе­дерации действует в установленном Конституцией порядке, а в случае, когда этот порядок не детализирован, общие рам­ки полномочий Президента определяются принципом разделе­
-ft ни я властей и требованием Конституции, согласно которому указы Президента Российской Федерации могут приниматься I по любым неурегулированным вопросам. Конституционный Суд указал, что точка зрения, согласно которой полномочия
Соответствующее разъяснение по затронутым проблемам, было дано Консти­туционным Судом Российской Федерации в постановлении от 31.07.95 № 10-П по делу о проверке конституционности актов Президента и Правительства Россий­ской Федерации, направленных на урегулирование вооруженного конфликта в Чеченской Республике. СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3424.
Президента могут быть реализованы только при наличии со­ ответствующего закона, означает отказ от принципа прямого действия Конституции.
Начиная с 1991 г. Президентом РФ'принято более 30 указов, имеющих самое непосредственное значение для регулирования банковской деятельности. Среди них необходимо назвать:

Указ Президента РФ от 12.05.97 № 477 "О мерах по усиле­

нию

контроля

за

использованием

средств

федерального

бюджета";

Указ Президента РФ от 21.06.2001

№ 742 "О порядке ввоза

в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федера­

ции драгоценных металлов и драгоценных камней"

(в ред.

от 30.09.2003);

Указ

Президента РФ

от

21.03.96

№ 408

"Об

утверждении

Комплексной программы мер по обеспечению прав вклад­

чиков и акционеров" (в ред. от 16.10.2000);

.

Указ Президента РФ от 28.10.94 № 2023

"О выработке

мер

государственной поддержки создания и деятельности финан­

сово-промышленных групп на базе финансово-промышленной

группы "Интеррос". (В целях реализации этого указа Прави­

тельство РФ

приняло

Постановление

от

10.07.95

№ 688

межгосударственной

финансово-промышленной

группе

"Интеррос");

Указ Президента РФ от

10.06.94 № 1184 "О совершенство­

вании

работы

банковской

системы

Российской

Федера­

ции" (в ред. от 27.04.95) и др.;

Постановления Правительства РФ. Согласно ст. 111 Конститу­ции РФ Правительство РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Правовой статус правительства установлен (помимо Конститу­ции) положениями Федерального конституционного закона от
17.12.97 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. от 19.06.2004). Оно обеспечивает в том числе проведе­ние в стране единой финансовой и кредитно-денежной поли­тики (п. "б" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполне­ние Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Презвдента РФ. Акты, изданные в форме постановлений Правительства РФ, имеют нормативный характер. Порядок их принятия устанав­ливается в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нор­мативными указами Президента РФ. Датой официального опу­бликования постановления или распоряжения Правительст­ва РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации. Постановления Правительства РФ, за исключением постанов­лений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а, при необходимости немедленного широко­го их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, сво­боды и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные поста­новления Правительства РФ вступают в силу со дня их подпи­сания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их под­писания. Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд.
4, К актам органов специальной компетенции относятся регули­рующие банковские правоотношения ведомственные подза­конные нормативные правовые акты, издаваемые.
Центральным банком Российской Федерации — главным органом подзаконного нормотворчества в банковском праве;
Министерством финансов Российской Федерации (например, Указание ЦБ РФ и Минфина РФ от 05.01.2001 № 898-у / 15.01.2001 № 5н "О порядке работы банков с расчетными до­кументами на перечисление (взыскание) денежных средств в государственные социальные внебюджетные фонды в связи с введением с 1 января 2001 года единого социального налога (взноса)" (в ред. от 22.10.2001);
Федеральная антимонопольная служба (например, Приказ ГАК РФ от 22.07.97 № 100 "Об утверждении и направлении на регист­рацию в Министерство юстиции Российской Федерации По­ложения о порядке представления в антимонопольные органы ходатайств о согласовании проведения операций на рынке бан­ковских услуг в соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации "О банках и банковской деятельности" (в ред. прика­за МАП РФ от 11.03.99 № 71);
Министерство экономического развития и торговли. Федеральная таможенная служба (например, Приказ ГТК РФ от 01.09.2003 № 949 "Об утверждении Правил ведения реестра банков и иных кредитных организаций", в ред. от 19.04.2004);

Федеральная служба по финансовому мониторингу и др.