Единый социальный налог

В соответствии с положениями ст. 234 НК РФ новый для российской системы налогов обязательный фискальный платеж - единый социальный налог (ЕСН), устанавливается для целей мобилизации денежных средств и направления их на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Поэтому правовыми основами ЕСН являются положения части первой НК РФ, гл. 24 части второй НК РФ "Единый социальный налог" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ (с измен, на 24.07.2002), а также других федеральных законов в области социального обеспечения граждан (в частности, Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 167-ФЗ, с измен, на 29.05.2002).
В Российской Федерации ЕСН впервые введен с 1 января 2001 года. Поступления от него зачисляются в три государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
С 1 января 2002 года, то есть с введением ЕСН, изменилось название основного источника, за счет которого формируются указанные фонды, но сложившаяся система медицинского и социального страхования была сохранена. Таким образом, ЕСН заменил взимавшиеся ранее взносы в государственные социальные внебюджетные фонды в основном по форме.
Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты ЕСН утверждены приказом МНС РФ от 05.07.2002 № БГ-3-05/344. Методические указания о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачета (возврата) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и ЕСН утверждены приказом МНС РФ от 29.12.2000
№ БГ-3-07/466. Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог (взнос)11, доведены письмом МНС РФ от 19.06.2001 № СА-6-07/463@.
Налогоплательщиками ЕСН являются:
• лица, производящие выплаты физическим лицам:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринима­телями;

• индивидуальные предприниматели, адвокаты. Основным критерием разделения налогоплательщиков ЕСН на две ка­тегории выступает то, являются ли они работодателями либо сами "ра­ботают на себя". При этом если налогоплательщик одновременно отно­сится к нескольким из указанных выше категорий налогоплательщиков
(например, если адвокат нанял на работу помощника), то он обязан исчислять и уплачивать налог по каждому из оснований. Объект налогообложения. В зависимости от принадлежности налогопла­
тельщика к одной из указанных выше категорий положениями гл. 24 НК РФ выделяются два вида объектов налогообложения:
для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам (то есть для организаций, индивидуальных предпринимателей), объек­том налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, на­числяемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудо­вым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по ав­торским договорам;
налогоплательщиков - физических лиц, не признаваемых для целей на­логообложения по ЕСН индивидуальными предпринимателями, объек­том налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых яв­ляются выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогопла­тельщиками в пользу физических лиц.

Выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, пред­метом которых является переход права собственности или иных вещ­ных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), не относятся законодательством к объекту налогообложения. Соответ­ственно для налогоплательщиков второй категории (индивидуальных предпринимателей и адвокатов, не являющихся работодателями) объек­том налогообложения являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Дляиндивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систе­му налогообложения, объектом налогообложения является валовая вы­ручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом "Об упро­щенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" как сумма доходов, полученных за нало­говый период как в денежной, так и в натуральной формах от предпри­нимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщи­ков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения соста­ва затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль гл. 25 НК РФ.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
Налоговая база. Порядок определения налоговой базы по ЕСН также
ставится в зависимость от категории налогоплательщика. Налоговые льготы. В соответствии с положениями ст. 239 НК РФ от уп­ латы налога освобождаются:
организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы;
следующие категории налогоплательщиков-работодателей - с сумм вып­лат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника:
- общественные организации инвалидов, среди членов которых инва­лиды и их законные представители составляют не менее 80%, их реги­ональные и местные отделения;
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкла­дов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписоч­ная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработ­ной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25%;
- учреждения, созданные в образовательных, культурных, лечебно-оз­доровительных, физкультурно-спортивных, научных, информацион­ных и иных социальных целях, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственны­ми собственниками имущества которых являются указанные обществен­ные организации инвалидов. Указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реа­лизацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полез­ных ископаемых, а также иных товаров, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ;

налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринима­тельской и иной профессиональной деятельности в размере, не превы­шающем 100000 руб. в течение налогового периода;
российские фонды поддержки образования и науки - с сумм выплат гражданам РФ в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляе­мый учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспи­рантам государственных и (или) муниципальных образовательных уч­реждений.

Также освобождены от уплаты ЕСН следующие министерства и ведом­ства: Минобороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФАПСИ при Президенте РФ, ФСО РФ, СВР РФ, ФПС РФ, Федеральная служба специального строительства РФ, в составе которых проходят службу военнослужа­щие, ФСНП России, Минюст РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ, ГТК РФ, военные суды, Судебный департамент при Вер­ховном Суде РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и на­чальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и таможенной системы РФ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 238 НК РФ для бюджетных органи­заций установлено освобождение от налогообложения сумм, не превы­шающих 2000 руб. (на одно лицо за налоговый период), выплат работ­никам Зтих организаций (в виде материальной помощи, а также возмещения бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных лечащим врачом. Отметим, что предоставление такого права только бюджетным организациям проти­воречит конституционным принципам равенства и недискриминации различных форм собственности, ибо содержит основанное на критерии права собственности преимущество одних категорий налогоплательщи­ков над другими.
Налоговым периодом по ЕСН является календарный год. Кроме того, положениями ст. 240 НК РФ установлено, что отчетными периодами по налогу являются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Налоговые ставки. Для налогоплательщиков - работодателей, произво­дящих выплаты физическим лицам, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных на­
родов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствова­ния, положениями п. 1 ст. 241 НК РФ установлены следующие базовые ставки:

Налоговая база на каждого отдельного работника (нарастающим итогом с начала года)

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования РФ

До 100000 руб.

28,0%

4,0%

От 100001 до 300000 руб.

28000 руб. + 15,8% с суммы, превышающей 100000 руб.

4000 руб. + 2,2% с суммы, превышающей 100000 руб.

От 300001 до 600000 руб.

59600 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 300000 руб.

8400 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 300000 руб.

Свыше 600000 руб.

83300 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600000 руб.

11700 руб.

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

 

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

: 0,2%

3,4%

35,6%

 

;200 руб. + 0,1% с суммы, ! превышающей 100000 руб.

3400 руб. + 1,9% с суммы, превышающей 100000 руб.

35600 руб. + 20,0% с суммы, превышающей 100000 руб.

 

•400 руб. + 0,1% с суммы, 'превышающей 300000 руб.

7200 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 300000 руб.

75600 + 10,0% с суммы, превышающей 300000 руб.

 

•700 руб.

9900 руб.

105600 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600000 руб.

 

В свою очередь, за исключением особо оговоренных кодексом случаев для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводите­лей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, зани­мающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие ставки:

Налоговая база на каждого отдельного работника (нарастающим итогом с начала года)

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования РФ

;

До 100000 руб.

20,6%

2,9%

От 100001 до 300000 руб.

20600 руб. + 15,8% с суммы, превышающей 100000 руб.

2900 руб. + 2,2% с суммы, превышающей 100000 руб.

!

От 300001 до 600000 руб.

52200 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 300000 руб.

7300 руб. + 1,1% с суммы,превышающей 300000 руб.

; !

Свыше 600000 руб.

75900 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600000 руб.

10600 руб.

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

 

Федеральный фонд обязательного медицинского ; страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

0,1%

2,5%

26,1%

 

100 руб. + 0,1% с суммы, Превышающей 100000 руб. ;300 руб. + 0,1% с суммы, !превышающей 300000 руб.

2500 руб. + 1,9% с суммы, превышающей 100000 руб. 6300 руб. + 0,9% с суммы, превышающей 300000 руб.

26100 руб. + 20,0% с суммы, превышающей 100000 руб. 66100 руб. + 10,0% с суммы, превышающей 300000 руб.

 

;600 руб.

9000 руб.

96100 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600000 руб.

 

Для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, не яв­ляющихся работодателями (за исключением оговоренных в кодексе слу­чаев), применяются следующие ставки:

Налоговая база на

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

 

каждого отдельного работника (нарас­тающим итогом с начала года)

Федеральный бюджет

Федеральный фонд обязатель­ного медицин­ского страхова­ния

Территориальные фонды обязатель­ного медицинского страхования

До 100000 руб.

19,2%

0,2%

3,4%

22,8%

 

От 100001 до 300000 руб.

19200 руб. + 10,8% с суммы, превышающей 100000 руб.

200 руб. + 0,1% с суммы, пре­вышающей 100000 руб.

3400 руб. + 1,9% с суммы, превы­шающей 100000 руб.

22800 руб. + 18,8% с суммы, превышающей 100000 руб.

 

От 300001 до 600000 руб.

40800 руб. + 5,5% с суммы, превышающей 300000 £уб.

400 руб.

7200 руб. + 0,9% с суммы, превы­шающей 300000 руб.

48400 руб. + 6,4% с суммы, превышающей 300000 руб.

 

Свыше 600000 руб.

75300 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600000 руб.

400 руб.

9900 руб.

67600 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600000 руб.

 

Налогоплательщики - адвокаты уплачивают налог по следующим ставкам:

Налоговая база на каждого отдельного работника (нарас­тающим итогом с начала года)

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

 

Федеральный фонд обяза­тельного меди­цинского стра­хования

Территориальные фонды обязательно­го медицинского страхования

До 100000 РУб.

14,0%

0,2%

3,4%

17,6%

 

От 100001 до 300000 руб.

14000 руб. + 10,6% с суммы, превышающей 100000 руб.

200 руб. + 0,1% с суммы, пре­вышающей 100000 руб.

3400 руб. + 1,9% с суммы, превышаю­щей 100000 руб.

17600 руб. + 12,6 % с суммы, превышающей 100000 руб.

 

От 300001 до 600000 руб.

35200 руб. + 5,4% с суммы, превышающей 300000 руб.

400 руб. + 0,1% с суммы, пре­вышающей 300000 руб.

7200 руб. + 0,8% с суммы, превышаю­щей 300000 руб.

42800 руб. + 6,2% с суммы, превышающей 300000 руб.

 

Свыше 600000 руб.

51400 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600000 руб.

400 руб.

9600 руб.

61400 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600000 руб.

 

Порядок исчисления и сроки уплаты налога. Положениями гл. 24 НК РФ предусмотрен различный порядок исчисления и уплаты налогоплатель­щиками-работодателями (ст. 243) и налогоплательщиками, не являю­щимися работодателями (ст. 244).
При исчислении и уплате ЕСН налогоплательщиками-работодателями применяется следующий порядок. Сумма налога самостоятельно исчисляется налогоплательщиком и уплачивается отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд (при этом сумма определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы):
сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, уменьшается налогоплательщиками на сумму произведенных ими са­мостоятельно расходов на цели государственного социального страхо­вания, предусмотренных законодательством;
сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в фе­деральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начис­ленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налого­вый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов стра­ховых взносов, предусмотренных Федеральным законом "Об обязатель­

ном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 167-ФЗ (с измен, на 29.05.2002). При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу за отчетный период определяется с учетом ранее уплаченных авансовых платежей. Они производятся не позднее 15-го числа следующего месяца.
Затем по итогам отчетного периода исчисляется разница между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Если в отчетном периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате с 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором произошло такое занижение.
Если по итогам налогового периода выясняется, что сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование больше суммы примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и возвращается налогоплательщику.
Уплата налога либо авансовых платежей по налогу производится от­дельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд со­циального страхования РФ, Федеральный фонд ОМС и территориаль­ные фонды ОМС51.
Налогоплательщики представляют: не позднее 30 марта года, следую­щего за истекшим налоговым периодом, - налоговую декларацию по ЕСН в налоговый орган; не позднее 1 июля года, следующего за истек­шим налоговым периодом, - в территориальный орган Пенсионного фонда РФ копию этой декларации с отметкой налогового органа, под­тверждающей предоставление декларации.
Правила зачисления взносов, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса) на счета органов федерального казначейства Минфина РФ и пере­числения этих средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фон­дов, утверждены приказом Минфина РФ от 15 января 2001 года № Зн.
При исчислении и уплате ЕСН налогоплательщиками, не являющимися ра­ботодателями, расчет авансовых платежей, подлежащих уплате в тече­ние налогового периода, производится налоговым органом исходя из сум­мы предполагаемого дохода с учетом расходов, связанных с его извлечением, и установленных законодательством налоговых ставок.
Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:
за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей;
июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере 1/ 4 годовой суммы авансовых платежей октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере 1/4

годовой суммы авансовых платежей. Порядок расчета суммы налога по итогам налогового периода для ин­ дивидуальных предпринимателей и адвокатов различается:
налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями он произ­водится самостоятельно. Сумма налога исчисляется налогоплательщи­ком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответ­ствующая процентная доля налоговой базы;
исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуществляются кол­
легиями адвокатов (их учреждениями). Затем в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим нало­говым периодом, налогоплательщики, не являющиеся работодателя­ми, представляют в налоговый орган по месту учета налоговую декла­рацию. При этом адвокаты обязаны представить в налоговый орган справку от коллегии адвокатов (ее учреждений) о суммах уплаченного за них налога за истекший налоговый период.