Принципы бюджетной системы Российской Федерации

 

В переводе с латинского "принцип" (phncipium) означает основу, пер­воначало чего-либо. В юридической науке под принципами традиционно понимаются закрепленные в действующем законодательстве основопо­лагающие руководящие начала и идеи, выражающие сущность и глав­ные направления государственной политики в области правового регу­лирования соответствующих общественных отношений.
Принципы той или иной экономико-правовой системы - это общеобяза­тельные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся высшей императивностью, определяющие содержание такой системы и выступающие во многих случаях высшими критериями правомернос­ти поведения участников правоотношений, формирующихся в процес­се функционирования этой системы33.
2, Принципы бюджетной системы РФ - это основополагающие и руково­дящие идеи, ведущие положения, определяющие функционирование этой системы и в целом - бюджетных правоотношений. Принципы на­ходят свое непосредственное выражение в нормах бюджетного права.
Содержание принципов бюджетной системы РФ составляют:
принцип законности (принцип надлежащей правовой формы бюджетов);
единства бюджетной системы РФ;
• разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной систе­мы РФ; самостоятельности бюджетов;
полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета;
эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласности бюджетной деятельности;
достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств. Значение и содержание принципа законности (надлежащей правовой формы) бюджетов заключается в том, что бюджет должен быть утверж­ден только в надлежащей правовой форме - законом. Данный принцип закреплен в ст. 11 БК РФ, в соответствии с положениями которой:

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фон­дов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов;
бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюд­жетные фонды - в форме законов субъектов РФ;
местные бюджеты - в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами му­ниципальных образований.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство право­вой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, прин­ципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расхо­дов и ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней.
33 См. подр.: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева.
3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 2000. С. 134 - 137.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ заключается в закреплении соответствующих видов дохо­дов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расхо­дов за органами государственной власти РФ, органами государствен­ной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
• право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соот­ветствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуще­ствлять бюджетный процесс;
%/ наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством;
*/ законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полно­мочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соот­ветствии с Б К РФ и налоговым законодательством РФ;
%/ право органов государственной власти и местного самоуправления са­мостоятельно в соответствии с БК РФ определять направления расхо­дования средств соответствующих бюджетов;
\/ право органов государственной власти и местного самоуправления са­мостоятельно в соответствии с БК РФ определять источники финанси­рования дефицитов соответствующих бюджетов;
недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюд­жетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, воз­никших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключе­нием случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходыи рас­ходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджет­ным законодательством РФ, законами о государственных внебюджет­ных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государствен­ных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансиро­ванию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюд­жетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.
Принцип сбалансированности бюджета заключается в том, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммар­ному объему доходов бюджета и поступлений из источников финанси­рования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов упол­номоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов заключается в том, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его де­фицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюд­жетов других уровней бюджетной системы РФ.
Принцип гласности бюджетной деятельности означает:
обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюдже­тов и отчетов об их исполнении;
полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов;
доступность иных сведений по решению законодательных (представи­тельных) органов государственной власти и местного самоуправления;
обязательную открытость для общества и средств массовой информа­ции процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюдже­тов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей про­гноза социально-экономического развития соответствующей террито­рии и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.