Бюджетная система Российской Федерации

 

В настоящее время в БК РФ используется термин "бюджетное устрой­ство", легальное определение которого, тем не менее, отсутствует2. Бюджетная система РФ в узком смысле может быть определена как основанная на экономических отношениях и государственном устрой­стве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность
бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней - федерального, реги­онального и местного (ст. 6 БК РФ). Бюджетная система характеризуется не только системой бюджетов (вне­
бюджетных фондов), но и принципами ее построения, закрепленными в бюджетном законодательстве. Поэтому в широком смысле бюджетная система РФ представляет собой основанную на определенных принци­пах систему урегулированных нормами права общественных отноше­ний, складывающихся в сфере бюджетной деятельности.
При широком подходе под элементами (подсистемами) бюджетной системы РФ следует понимать:
• бюджеты и внебюджетные фонды;
%/ подсистему носителей бюджетной компетенции (Российскую Федера­цию, 89 ее субъектов и около 29 тысяч муниципальных образований);
31 См. подр.: Финансовое право: Учебник/ Под ред. О.Н. Горбуновой. М.: Юристь, 2000. С. 144; Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. М.: Юристь, 2000; и др.
Между тем, действовавший до принятия БК РФ Закон РФ от 10 октября 1992 года № 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" определял бюджетное устройство России как "организацию ее бюджетной системы и принципы построения этой бюджетной системы" (ст. 3).
*/ подсистему участвующих в бюджетных правоотношениях государствен­ных органов, органов государственных внебюджетных фондов; «/ принципы ее организации и функционирования;
%/ правовые рамки и надлежащие формы ее функционирования - подсис­тему норм бюджетного права.
3* Структура бюджетной системы РФ определена в ст. 10 БК РФ. Она состоит из бюджетов трех уровней:
%/ первый уровень - федеральная подсистема, представленная федераль­ным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - региональная подсистема, представляющая собой со­вокупность бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных госу­дарственных внебюджетных фондов;
%/ третий уровень - муниципальная подсистема, представленная местны­ми бюджетами.
4, Главным специфическим свойством бюджетной системы РФ является единство, присущее:
целям и задачам бюджетов всех трех уровней (финансовое обеспечение реализации государством его функций);
принципам организации бюджетной системы; */ экономическим и юридическим принципам подсистемы доходов бюд­жета - установления и сбора налогов и неналоговых поступлений, а также юридическим принципам распределения этих доходов (через под­

систему расходов бюджетов); %/ нормативно-правовой базе всей бюджетной системы; %/ системе обеспечивающих ее функционирование государственных органов;
i/ бюджетной политике и методам бюджетного администрирования в РФ