Субъекты бюджетных правоотношений

 

Действующее российское бюджетное законодательство не лишено не­достатков. В частности, в нем отсутствует полный перечень участников (субъектов) бюджетных правоотношений. Анализ положений БК РФ показывает, что в состав участников бюджетных правоотношений вхо­дят следующие субъекты.
I • Государство и его территориальные подразделения: а) Российская Федерация,
б) субъекты Российской Федерации: 21 республика, 6 краев, 49 областей, автономная область, 2 города федерального значения Москва и Санкт ­Петербург;
в) муниципальные образования:
1867 районов;
1091 гор.;
329 районов и округов в городах; %/ 1922 поселка городского типа;
24444 сельских администраций.

2. Президент и органы государственной власти Российской Федерации (ис­полнительные и законодательные органы). В их компетенцию в сфере бюджетных правоотношений входят:
• установление общих принципов организации и функционирования бюд­жетной системы РФ;
%/ разграничение и перераспределение доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней;
разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюдже­тами разных уровней;
определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
• определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
%/ определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муници­пальным долгом;
установление порядка (процедуры) и непосредственное составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполне­ние федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнени­ем, составление отчетности и утверждение отчетов об исполнении фе­дерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
установление федеральными законами порядка заимствований Россий­ской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправле­

ния, управления долгом Российской Федерации, субъектов РФ и орга­нов местного самоуправления;
осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управ­ление государственным долгом Российской Федерации;
установление порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов;
*/ установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;
предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерально­го бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;
установление общих принципов и условий предоставления бюджетных кредитов;
установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;
утверждение бюджетной классификации РФ;
установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга; определение перечня и порядка осуществления государственных вне­шних заимствований;
определение перечня и порядка формирования государственных вне­бюджетных фондов, управление их деятельностью;
установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

3. Органы государственной власти субъектов РФ (исполнительные и зако­нодательные органы). К их компетенции в бюджетно-правовой сфере относятся:
• установление порядка (процедуры) и непосредственное составление и рассмотрение проектов бюджетов субъектов РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ, утверждение и исполнение бюджетов субъек­тов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение от­четов об исполнении бюджетов субъектов РФ, консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
%/ распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;
• определение порядка направления в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сбо­ров субъекта РФ, иных доходов бюджета субъекта РФ;
разграничение полномочий между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами в части осуществления расходов в соответствии с законода­тельством РФ;
установление совместно с органами государственной власти РФ порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов РФ;
определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам и соб­ственно ее предоставление;
установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов субъектом РФ;
определение перечня и порядка государственных внутренних заимство­ваний субъекта РФ, их осуществление (а также внешних заимствова­ний), управление государственным долгом субъекта РФ.
4, Органы местного самоуправления, к компетенции которых в бюджетно­-правовой сфере относятся:
установление порядка и непосредственное составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюд­жетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение от­четов об исполнении местных бюджетов;
• определение порядка направления в местные бюджеты доходов от ис­пользования муниципальной собственности, местных налогов и сбо­ров, иных доходов местных бюджетов;
определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
определение порядка и осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом. 5 К прочим субъектам бюджетных правоотношений относятся:

органы государственных внебюджетных фондов; главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
бюджетные учреждения;
государственные и муниципальные предприятия и иные получатели бюджетных средств;
органы денежно-кредитного регулирования;
кредитные организации, осуществляющие операции с бюджетными средствами.