Источники бюджетного права

 
Юридические нормы должны быть оформлены так, чтобы с ними мог­ли познакомиться люди, которым они адресованы20. Для этого нормы права в виде статей включаются в правоустанавливающие акты государ­ственных и муниципальных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, становятся источниками права, то есть внешними формами его выражения.
20 См. подр.: Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2000. С.37.
2» Следует отметить, что понятие "источники бюджетного права" до сих пор еще недостаточно разработано юридической наукой. Возможно, при­чины такого положения следует искать в нечеткости самого понятия "источники права".
В дореволюционной (до 1917 г.) России под источниками права понимались "формы выражения положительного права, которые имеют значение обязательных средств ознакомления с действующим правом"21. Г.Н. Муромцев писал, что под источником права следует понимать обусловленный характером право понимания данного общества способ признания социальных норм в качестве обязательных22.
В советское время С.Ф. Кечекьян отмечал, что данное понятие "при­надлежит к числу наиболее неясных в теории права. Спорным является самый смысл, в котором употребляются слова "источник права". Ведь "источник права" - это не более как образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением"23.
В современной российской юридической науке под источниками права чаще всего понимают:
форму выражения правила, сообщающую ему качество правовой нормы24;
"резервуар", в котором пребывают юридические нормы25;
форму установления и выражения правовых норм26 и т. д.

Последняя дефиниция источника права в настоящее время является преобладающей.
3. В современной юридической науке и соответствующей учебной и науч­ной литературе понятие "источники права" может использоваться в двух взаимосвязанных значениях:
как "материального источника права" (источника права в материальном смысле) - к источникам права относят объективные факторы, "порож­дающие" право как социальное явление, то есть то, что стало причиной образования права. В качестве таких факторов выступают материальные и духовные аспекты жизни общества, природа вещей, Божья воля и воля законодателя и т. д.;
в значении "формального источника права" (источника в формальном смысле), когда имеется в виду форма внешнего выражения содержания действующего права. Ее связывают с непосредственной деятельностью

21
См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. С. 36. 22 См.: Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. С. 149. 23 О понятии источника права // Учен, записки МГУ. Вып. 116. Кн. 2. М., 1946. С 3.
См.: Марксистско-ленинская общая теория государства и права: Основные институты и понятия. М., 1970. С. 580. См.: Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 1. С. 315. 26 См.: Учен, записки МГУ. Вып. 116. Кн. 2. М., 1946. С. 4; Зивс С.Л. Источники
права. М., 1982. С. 22 - 23; Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государ­
ства. М., 1967. С. 15; Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972. С. 219.
уполномоченных органов государства по формированию права, прида­нию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативно­юридических документов. То есть под внешней формой права понима­ются способы установления правовых норм. В юридической литературе именно за ними утвердилось традиционное наименование "источники права"27. При этом формальные источники права в литературе иногда обозначаются и термином "форма права".