Виды норм бюджетного права

Классификация норм по их юридической силе 7, Общие и специальные нормы бюджетного права 1, Классификация видов норм права может быть проведена по самым раз­личным основаниям. Таковыми могут выступать:
назначение норм; содержание норм;
• метод воздействия на поведение субъектов; порядок реализации прав и обязанностей участников правоотношений; порядок действия норм во времени, в пространстве и по кругу лиц; их юридическая сила.
Рассмотрим виды норм бюджетного права подробнее. 2» В зависимости от их назначения нормы бюджетного права делятся на: регулятивно-правоустанавливающие;
• охранительные.
Назначение регулятивно-правоустанавливающих норм бюджетного пра­ва заключается в том, что в них содержатся правовые предписания, предоставляющие субъектам бюджетных правоотношений определен­ные права, возлагающие на них обязанности, и предписания, в целом регулирующие отношения в сфере бюджетного администрирования.
Охранительные бюджетно-правовые нормы направлены на обеспечение эффективности функционирования бюджетной системы страны. Напри­мер, для этого нормами такого вида устанавливаются меры защиты бюджетных интересов государства и в целом - долженствующего быть правопорядка в сфере бюджетных правоотношений - меры юридичес­кой ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
При классификации видов норм бюджетного права в зависимости от их содержания они могут подразделяться, например, на следующие виды:
регулирующие бюджетное устройство РФ;
определяющие порядок осуществления межбюджетных отношений;
регулирующие расходы и доходы бюджета;
регулирующие бюджетный процесс и определяющие основные поло­жения о правовом статусе его участников;
определяющие порядок, формы и методы осуществления государствен­ного и муниципального финансового контроля (бюджетного контроля); устанавливающие ответственность за совершение бюджетных правонару­шений и т. д.

3, При классификации видов норм бюджетного права в зависимости от порядка реализации прав и обязанностей участников регулируемых бюд­жетным правом общественных отношений бюджетно-правовые нормы делятся на две большие группы:
материальные нормы;
процессуальные нормы. При этом материальные нормы определяют количественные и качествен­ные параметры прав и обязанностей субъектов бюджетных правоотноше­ний, в том числе компетенцию государственных органов в данной сфе­ре, например: "материальные нормы бюджетного права определяют в

стоимостной форме состав доходов и направления расходов каждого из уровней бюджета, механизм взаимоотношений между бюджетами и др."19 Процессуальные нормы закрепляют, в частности, порядок и процедуры
осуществления бюджетного процесса. 4* При классификации видов норм бюджетного права по методу воздей­ствия на поведение субъектов (или по форме выражения государствен­ной воли) они делятся на:
запрещающие;
обязывающие;
уполномачивающе-дозволительные;
стимулирующе-поощрительные. Например, обязывающая норма бюджетного права содержится в п. 2 ст. 227 БК РФ, в соответствии с которой "объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств". Примеромуполномачивающе-дозволительной нормы может

выступать ст. 228 БК РФ, в которой закрепляются случаи допускающегося (правомерного) сокращения объемов бюджетных ассигнований.
Различают два варианта пределов действия норм во времени:
перспективное действие (например, закон о бюджете на очередной фи­нансовый год);
Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России: Учеб­ное пособие. М.: ТК Велби, 2002. С. действие с обратной силой (например, акт, устраняющий, смягчающий ответственность за совершение бюджетного правонарушения). Классификация действия норм в пространстве выделяет: $/ акты бюджетного законодательства, принятые федеральными органами власти, действующие на всей территории РФ;
акты субъектов РФ и органов местного самоуправления - распространя­ют свое действие лишь на территорию соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.
Классификация действия норм бюджетного права по кругу лиц подразу­мевает, что выраженные в них предписания адресованы определенным субъектам бюджетных правоотношений.
Еще одним из оснований является классификация видов норм бюджет­ного права по их юридической силе. При этом следует учитывать, что юридическая сила бюджетно-правовых норм зависит от ветви власти (законодательная, исполнительная), к которой принадлежит орган, принявший акт, содержащий указанные нормы. Кроме того, различа­ются нормы законодательные (содержащиеся в актах законодательства) и подзаконные (помещенные в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и т. д.).