Пошлина

Пошлина
- Понятие \ значение
Под государственной пошлиной понимается платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
Плательщиками пошлины являются юридические лица, обращающиеся за совершением действий или за выдачей документов.
Гос. пошлиной оплачиваются : исковые заявления, апелляционные и кассационные жалобы, надзорные жалобы по делам, которые не были обжалованы в кассационном порядке заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда и некоторые другие подаваемые документы.
Гос. пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.
Это означает, что пошлина может быть уплачена не на счет налоговой инспекции, в которой состоит на учете данное предприятие, а на любой бюджетный счет по месту нахождения осуществившего платеж банка.
Если уплата пошлины в установленных порядке и размере произведена за истца (заявителя), за лицо, подающее апелляционную или кассационную жалобу, другим лицом, арбитражный суд исходит из того, что пошлина фактически уплачена, зачислена в бюджет и, следовательно, оснований для возвращения искового заявления, жалобы по мотиву уплаты государственной пошлины ненадлежащим лицом не имеется.
Прием банками государственной пошлины осуществляется во всех случаях с выдачей квитанции установленной формы.
При выполнении платежных поручений по перечислению пошлины ответственный исполнитель банка на оборотной стороне экземпляра платежного поручения, выдаваемого плательщику, обязан сделать надпись следующего содержания:
"Зачислено в доход бюджета ________руб. (прописью)"
Эта надпись, кроме ответственного исполнителя, должна быть заверена главным бухгалтером учреждения банка или его заместителем и скреплена оттиском гербовой печати учреждения банка.
За исковые заявления, содержащие одновременно требования имущественного и неимущественного характера, взимается одновременно пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера и для исковых заявлений неимущественного характера.
При увеличении исковых требований недостающая сумма пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска.
При уменьшении цены иска уплаченная пошлина не возвращается.
Цена иска определяется по искам о взыскании денежных средств - исходя из взыскиваемой суммы, по искам об истребовании имущества - исходя из стоимости имущества;
Государственная пошлина уплачивается в рублях .
При предъявлении истцом иска в иностранной валюте цена иска определяется в той валюте обязательства, в которой производились или должны были быть произведены расчеты между сторонами.
В исковом заявлении указывается цена иска в иностранной валюте и рублевый эквивалент по официальному курсу ЦБ РФ, действующему на день предъявления иска.
Целесообразно отметить, что между подачей иска в суд, вынесением решения, вступлением решения в законную силу, апелляционным обжалованием и окончательным получением присужденного возмещения, существует значительный временной промежуток.
В условиях равномерного изменения курсовой стоимости валюты, в которой выражено основное обязательство, в течении вышеуказанного промежутка может произойти значительное изменение размера получаемого возмещения по сравнению с размером указанным в иске.
В зависимости от направления изменения курса размер может либо увеличиваться либо уменьшаться.
В этих условиях следует с особой тщательностью подходить к вопросу выбора валюты искового требования (не цены иска, а именно искового требования).
Если курс валюты по отношению к рублю растет, то целесообразно исковое требование выразить в виде : "... взыскать ... (сумма в валюте) в рублях по курсу на дату платежа...."
Если же курс снижается, целесообразно пересчитать задолженность на дату подачи иска, а если возможно - вообще зафиксировать размер долга и выразить обязательство в рублях в каком-нибудь письме, претензии или акте сверки и в дальнейшем, в иске использовать именно этот размер.
Отсрочка, рассрочка уплаты.
Арбитражный суд, исходя из имущественного положения сторон, может отсрочить или рассрочить уплату пошлины или уменьшить ее размер.
Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производятся по письменному ходатайству заинтересованной стороны.
Ходатайство может быть изложено в исковом заявлении, апелляционной или кассационной жалобе либо в отдельном заявлении.
В ходатайстве должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления, апелляционной или кассационной жалобы.
К документам, устанавливающим имущественное положение заинтересованной стороны, относятся:
подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных
учреждений, в которых эти счета открыты ; подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам.
К ходатайству об уменьшении размера государственной пошлины прилагаются документы о находящихся на счете (счетах) денежных средствах.
Представления документов, подтверждающих обращение истца , лица, подающего апелляционную или кассационную жалобу, к банкам и иным организациям за получением заемных средств, а также свидетельствующих об отсутствии у них ликвидного имущества, за счет реализации которого могла быть получена денежная сумма, необходимая для уплаты государственной пошлины, не требуется.
При принятии искового заявления , апелляционной или кассационной жалобы рассмотрение ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера производится единолично судьей суда соответствующей инстанции.
Арбитражный суд не может по своему усмотрению отказывать в отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера, если имеются объективные основания для удовлетворения ходатайства.
При уменьшении арбитражным судом размера пошлины и удовлетворении исковых требований заявителю возмещаются понесенные им расходы по государственной пошлине за счет ответчика.
Сумма государственной пошлины, на которую она была уменьшена, подлежит взысканию с ответчика в общем порядке.
Не стоит добиваться отсрочки уплаты пошлины до даты заседания, в надежде, что суд все-таки рассмотрит дело.
Суд откроет заседание, выяснит, что пошлина до сих пор не оплачена и откажет в рассмотрении иска.
Освобождение от уплаты государственной пошлины.
Освобождается от уплаты пошлины взыскатель, по иску о взыскании суммы подлежащей удержанию с должника и не удержанной по вине какой-либо организации при несвоевременном производстве организацией взыскания по исполнительному документу.
Освобождаются от уплаты пошлины органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации инвалидов и иные органы, обращающиеся в защиту государственных и общественных интересов.
Однако, если названные органы обращаются в арбитражные суды с исковыми заявлениями , апелляционными и кассационными жалобами по делам, связанным с их участием в гражданско - правовых
отношениях, они обязаны уплатить пошлину в установленном порядке.
Государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Возврат пошлины
Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случаях:
- внесения пошлины в большем размере, чем это требуется ;
- возвращения или отказа в принятии заявления, жалобы
- прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения,
По заявлениям, апелляционным или кассационным жалобам, оплаченным государственной пошлиной, но не поступившим в арбитражный суд или им возвращенным, и по судебным актам, предусматривающим полный или частичный возврат пошлины, ее возвращение производится на основании выданной судом справки.
Возврат уплаченной пошлины производится налоговым органом, по подаваемым в налоговый орган заявлениям, в течение одного месяца со дня принятия органом решения о ее возврате , возврат может быть осуществлен в течение года со дня принятия соответствующего решения суда.
Практические аспекты работы с госпошлиной
Пошлину платить не принято. (Это не распространяется на "10 МЗП" )
Вызвано это не только и не столько затруднениями, которые могут возникнуть при изъятии из коммерческого оборота весьма существенных средств.
И не тем печальным обстоятельством, что даже в случае выигрыша дела вернуть эти средства на практике вряд ли удастся.
Дело в том, что уплачивая пошлину сторона тем самым во первых показывает свое благополучное материальное положение, а во вторых показывает свою неграмотность в арбитражных делах.
И то и другое может самым негативным образом сказаться и на решении суда и на дальнейших событиях. Каким же образом можно избежать подобных последствий.
Для этого существуем большое количество средств и методов.
Опишем наиболее простые и классические.
- "Перегон средств"
Организация не должна доказывать полное отсутствие каких бы то ни было средств.
Она лишь должна представить справку из налоговой инспекции о счетах в банках, а из этих банков представить выписки по счетам, на которых ничего нет, а это уже совсем другое дело.
Итак, если организация имеет средства на счетах, ей достаточно в момент получения выписки со счета перегнать средства с этого счета куда-нибудь (или в другой банк, или на другой счет, открытый в этом же банке, или в этом же банке на счет, который по банковским и налоговым правилам не "засвечивается" в налоговой инспекции и открывается по факту зачисления средств (транзитный, кредитный и т.д.), или купить вексель.
Данный способ требует определенной сноровки, но при своем освоении позволит решать и другие (помимо пошлины) задачи.
Например, он позволит избегать взыскания при проигрыше дела и принудительном исполнении решения.
- "Подмена запросов"
Налоговые инспекции работают совершенно независимо от суда, по своим правилам и традициям.
Одной из таких традиций является выдача заинтересованному лицу - налогоплательщику справки - подтверждения о факте открытия некоторого счета в некотором банке.
Данная справка по виду и содержанию практически идентична справке, выдаваемой по всем счетам сразу.
Просьбу о выдаче подтверждения можно даже оформить письменно.
Читатель уже наверняка сам догадался, как этот факт можно использовать.
Достаточно либо получить данную справку на банк, в котором нет средств, либо получить справку на один банк, а со средствами на счетах в данном банке произвести манипуляции описанные ранее.
При этом, в суд со справкой из налоговой и выписками со счетов можно сдать составленное, но не сданное в налоговую инспекцию заявление с просьбой дать справку обо всех открытых счетах.
Это позволит избежать ненужных вопросов.
- "Очищение"
Если возиться с перебрасыванием средств и с запросами нет желания или времени можно применить классический способ передачи исковых прав.
Он заключается в том, что имеющее право на иск лицо цессией передает некоторому другому лицу (как правило свеже зарегистрированной фирме, уже имеющей на руках все необходимые документы, но не имеющей средств) свои права по иску (право взыскания и т.д.).
В этом случае в случае выигрыша дела "чистая" фирма потом может передать первоначальной свое право взыскания (или уже взысканные средства), а в случае проигрыша (и обязания все-таки заплатить пошлину и возможно другие расходы, например в связи с обеспечением иска) просто уйдет в небытие.

Тендеры