Государственная защита права

Государственная защита права
 
Лицо, право которого нарушено, являясь членом (гражданином) определенного государства и действуя по законам данного государства как член государства имеет право обратиться к государству (в лице соответствующих органов) за защитой своих прав.
Любое государство как общественный институт имеет специальную систему защиты прав своих членов.
Данная система (применительно к правам юридических лиц) как правило состоит из двух государственных институтов : института реализации прав и института разрешения споров .
Первый представляет из себя систему правоохранительных органов, второй - судебную систему,
Правоохранительные органы
Правоохранительные органы РФ представлены системой милиции и системой прокуратуры.
Милиция занимается оперативным пресечением правонарушений, прокуратура - общим, неоперативным надзором за соблюдением законодательства.
- Милиция
Задачами милиции являются:
- предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений
- оказание помощи должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям в осуществлении их законных прав и интересов. (ст.2 Закона "О милиции" (далее - З. "О м."))
Милиция обязана выявлять обстоятельства, способствующие совер-шению преступления, и прав принимать меры к устранению данных обстоятельств. (ст.10 З. "О м." )
Милиции имеет право:
- беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями ; проводить осмотр служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества;
- изымать документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции;
- опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей;
- приостанавливать деятельность предприятий торговли. (ст.11 З."О м." )
- изымать документы, имеющие признаки подделки, хранить бесхо-зяйное имущество и решать вопрос об их принадлежности; (ст.27 З."О м." )
- беспрепятственно пользоваться средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям, организациям,(ст.29 З."О м." )
- безвозмездно получать от предприятий и организаций информацию (ст.30 З."О м." )
Как видно из вышеприведенного перечня милиция обладает достаточно большими полномочиями по защите законных прав и интересов заинтересованных лиц.
Кроме того она не только имеет право, но и обязана использовать данные права и полномочия для защиты прав конкретных лиц (в нашем случае - юридических).
Следовательно, данные лица имеют право требовать от милиции пресечения действий, нарушающих их права.
Однако в этом случае возникает один достаточно сложный момент.
Дело в том, что вопрос о наличии нарушения права, как и вопрос о наличии самого права относится к области разрешения споров.
В связи с этим, при наличии двух лиц, оспаривающих взаимоисключающие права друг друга милиция будет не в состоянии (да и не имеет право) самостоятельно принять решение кто прав, а кто нет.
По этой причине применительно к рассматриваемой в данной книге области коммерческих споров заинтересованное лицо может воспользоваться помощью милиции лишь с одной целью - для фиксации существующего положения вещей, позволяющей сохранить возможность нормально рассмотреть спор в суде, а еще более точно - для сохранения возможности это решение суда исполнить.
Так например милицию можно призвать на помощь в случае неправомерного изъятия имущества, или неправомерного выселения.
- Прокуратура
В целях защиты прав и интересов лица прокуратура может быть использована двумя способами.
Во первых, так же как и в случае с милицией прокуратура является правоохранительным органом и в случае явного нарушения права может быть использована для фиксации существующего положения для сохранения возможности нормального рассмотрения спора в суде.
Во вторых, прокуратуру можно привлечь в само арбитражное дело.
Прокуратура не только может, но в некоторых случаях даже должна принимать участие в арбитражных процессах на стороне коммерческой организации, может и должна следить за законностью и обоснованностью принимаемых решений.
Участие прокуроров в арбитражном процессе рассматривается законодательством как действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской деятельности.
Но надо учитывать, что иски в интересах предприятий, организаций и граждан - предпринимателей могут предъявляться прокуратурой исключительно в случаях нарушения не только прав истцов, но и ущемления государственных и общественных интересов (срыва выпуска социально значимой продукции, нарушения нормальной эксплуатации объектов транспорта, энергетики, оборонного комплекса, медицинских, образовательных учреждений, создания предпосылок экологических катастроф, серьезных социальных конфликтов и др.).
По этой причине перед обращением в прокуратуру с просьбой подать иск надо исследовать степень нарушения именно общественных интересов, особенно в свете АПК-3.
Однако прокуратура в соответствии с законом "О прокуратуре" может быть привлечена в арбитражный процесс и в случае возбуждения дела по заявлению самой организации.
Для цели участия прокуратуры в арбитражном процессе в прокуратурах субъектов РФ созданы "отделы (группы) по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе".
Данные отделы рассматривают обращения лиц, участвующих в деле, о проверке законности и обоснованности решений, определений и постановлений арбитражных судов, вступивших в законную силу.
На практике привлекать прокуратуру к участию в арбитражном процессе необходимо и возможно при исчерпании других, чисто судебных средств, а так же в случаях использования вмешательства прокуратуры для затяжки дела.
 
Статья 52. Участие в деле прокурора
1. Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:  с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; с иском о признании недействительными сделок, и с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки , совершенной органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований. 2. Обращение в ВАС РФ направляет Генеральный прокурор РФ или заместитель Генерального прокурора РФ, в арбитражный суд субъекта РФ направляют также прокурор субъекта РФ или заместитель прокурора субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры или их заместители. 3. Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца. 4. Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле. 5. По делам, указанным в части 1 настоящей статьи, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.
Суды
Судебная система РФ представлена тремя судебными институтами : институтом судов общей юрисдикции (гражданские суды или просто суды), институтом арбитражных судов и институтом третейских судов.
Суды трех вышеперечисленных типов очень сильно отличаются друг от друга.
Они отличаются компетенцией, они отличаются внутренним устройством, они отличаются порядком работы.
-Гражданские суды
Рассматривают :
- дела, если хотя бы одной из сторон является гражданин, или объединение граждан, не являющееся юридическим лицом, либо орган местного самоуправления, не имеющий статуса юридического лица.
- споры о возмещении убытков, причиненных гражданину актами государственных и иных органов, а также действиями должностных лиц, не соответствующими законодательству
- дела по спорам, возникающим из договоров перевозок в прямом международном железнодорожном и воздушном грузовом сообщении между предприятиями, с одной стороны, и органами воздушного и железнодорожного транспорта, с другой.
- споры иностранных инвесторов с государственными органами Р Ф , предприятиями и другими юридическими лицами Р Ф ,
- споры между инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями по вопросам, связанным с их хозяйственной деятельностью, а также споры между участниками предприятия с иностранными инвестициями и самим таким предприятием,
- инвестиционные споры о размере, условиях, порядке выплаты компенсаций иностранным инвесторам, о возмещении убытков, причиненных иностранным инвесторам в результате выполнения противоречащих законодательству указаний государственных органов либо должностных лиц, вследствие надлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к иностранным инвестициям.
Гражданин вправе обжаловать в суд любые акты государственных, иных органов, а также действия должностных лиц, ущемляющих его права. (В частности таким гражданином может быть собственник предприятия, а ущемленными правами - права на получение доходов)
Требования организаций о признании неправомерными действий должностных лиц, нарушающих их права и охраняемые законом интересы, подлежат рассмотрению в суде, если обжалуемые действия не были оформлены распорядительными или иными документами. (Из чего следует, что предприятие может обжаловать не только акт органа, но и действие органа, не оформленное документом !)
К сожалению на практике воспользоваться ни первой, ни второй из вышеприведенных возможностей практически невозможно.
Это обусловлено во первых совершенно неприемлемыми сроками рассмотрения, а во вторых - совершенно неприемлемыми принципами рассмотрения дел в судах.
- Арбитражные суды
Арбитражному суду, подведомственны споры :
- о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;
- об изменении условий или о расторжении договоров;
- о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
- об истребовании имущества из чужого незаконного владения;
- о нарушении прав не связанном с лишением владения;
- о возмещении убытков;
- об установлении фактов, имеющих юридическое значение ;
- о признании недействительными любых актов абсолютно любых органов, нарушающих права и законные интересы организаций (!) ;
- о защите чести, достоинства и деловой репутации (?!);
- дела с участием организаций и граждан Р Ф , а также иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (??!!), осуществляющих предпринимательскую деятельность.
И многое, многое другое.
На практике однако постоянно приходится сталкиваться с отказом арбитражного суда принять иск к рассмотрению по причине не подведомственности.
Так что к вышеприведенному перечню стоит относиться с должной долей осторожности.
Впрочем, в случае отказа грамотно используя законодательство можно переформулировать исковое требование так, чтобы оно в своем новом виде подходило для рассмотрения.
- Третейские (договорные) суды:
Третейский суд не является судом в традиционном смысле.
Под третейским судом понимается негосударственная, специализированная организация, к помощи которой стороны спора обращаются для разрешения данного спора.
Стороны соглашаются с компетенцией суда на рассмотрение данного спора и заранее соглашаются с его решением, принимая на себя обязанность исполнить его в добровольном порядке.
Обращение к данной организации является сугубо добровольным делом сторон и возможно только при их обоюдном согласии.
Данное согласие может быть достигнуто как на этапе предшествующем моменту возникновения спора, так и уже после его возникновения.
Помимо достижения согласия по вопросу рассмотрения спора силами третейского суда стороны так же должны достичь согласия по вопросам персонального состава данного суда и по процедуре принятия данным судом решения (регламенте).
Государство в лице соответствующих органов, признавая приоритетность конкретного соглашения сторон перед общим законом способствует исполнению соглашения сторон.
В частности арбитражный суд не принимает к своему производству спор, предусматривающий рассмотрение в порядке третейского разбирательства.
При этом однако государство не позволяет злоупотреблять правом на третейскую защиту.
Это в частности выражается в том, что во первых при невозможности достижения сторонами соглашения по составу третейского суда и регламенту его работы арбитражный суд считает исчерпанной возможность третейского разрешения спора и принимает спор к своему производству, а во вторых в том, что при отказе добровольно исполнить решение третейского суда арбитражный суд выдает исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда имеющий статус государственного документа .
В соответствии с механизмом деятельности все третейские суды подразделяются на два класса - на постоянно действующие суды и на суды создаваемые "по случаю" ("эд хок").
Суды первой категории имеют более - менее устойчивый состав судей (которые именуются арбитрами) и достаточно определенный порядок работы (регламент).
Вторые представляют из себя достаточно стихийно возникающие образования, которым по ходу работы предстоит выбрать подходящий регламент ( справедливости ради стоит заметить что существует достаточно большое количество более - менее подходящих регламентов).
В соответствии с этим различаются и виды третейских соглашений (принято говорить - "оговорок", хотя слово явно неудачное).
В одних может быть указан и суд и регламент, в других - только суд, в третьих - только регламент, а в четвертых вообще может содержаться лишь ссылка на некоторый третейский суд, выбирать который стороны будут потом.
Государство взаимодействует с системой третейских судов в минимальной степени.
Это взаимодействие ограничивается помещением в различные нормативные акты ссылок на законность существования данной системы и в некотором подобии заявительной регистрации постоянно действующих третейских судов, при которой в соответствующий арбитражный суд в явочном порядке сдаются установочные (учредительные) документы (при суде "эд хок" эти документы сдаются при сдаче заявления на выдачу исполнительного листа).
Данное невмешательство государства обусловлено тем, что все взаимоотношения сторон на этапе третейского разбирательства являются по существу разновидностью, продолжением договорных отношений, в которых соглашение сторон имеет безусловный приоритет над законом.
В этом смысле третейский суд по существу является не судом в чистом виде, то есть не органом рассматривающим спор, а органом контролирующим первоначальное правоотношение.
Стоит заметить, что точно такую же функцию несет в себе механизм мирового соглашения, достигаемого уже на стадии рассмотрения дела в арбитражном суде.
В заключении отметим, что правовые механизмы, которые изначально предназначены для добросовестной защиты права могут быть использованы и для целей нарушения права путем злоупотреблением права на защиту.
Так например если некоторое предприятие арендует некоторую площадь и не платит арендную плату, его рано или поздно попытаются выселить.
В этом случае данное предприятие может прибегнуть к злоупотреблению правом на судебную защиту подав к арендодателю иск по какому ни будь основанию, связанному с арендой.
При этом выселить его будет весьма сложно, по причине того., что оно будет заявлять о неправомерности выселения до окончательного решения спора судом.
А подобное решение с учетом механизма затягивания процесса будет вынесено не скоро.
И все это время можно будет занимать площадь не уплачивая ни копейки.
PS . На настоящее время вопросы участия прокурора в арбитражном процессе, и вопросы третейского разбирательства несколько запутались, вследствие принятия АПК-3, и непринятия закона о третейском суде.
Пока никакой практики применения новых норм нет, так что сказать как они будут действовать пока нельзя.

Тендеры