Инструменты деятельности

Инструменты деятельности
•  Документы
Функции документов
Что такое документы, и какие функции они выполняют.
Под документом понимают материальный или виртуальный объект, основным и единственным назначением которого является фиксирование в общедоступной и общепринятой форме информации о фактах, событиях и операциях.
Под фиксированием информации понимается не только запись информации в определенной системе кодирования, но и (и это главное !) придание полученной единице записи определенного статуса .
Документы позволяют формализовать и стандартизировать процесс управления, придав ему вид документообмена.
Источники документов
Итак, документы являются инструментами формализованного управления.
Откуда же и как они появляются.
Первым источником документов является государственная власть, в лице своих органов управления.
Данные органы в пределах своей компетенции (так же определенной в некоторых документах) принимают соответствующие законодательные и нормативные акты.
Данные акты приобретают свой статус посредством процедуры принятия и опубликования (в случае широкого круга респондентов) и посредством определенной формы самих документов (бланки, печати и т.д.) и способа их доставки респондентам (в случае адресных актов).
Вторым источником документов являются юридические лица.
Документы, порождаемые данными лицами формализуют информационный обмен с властью (поток информации идет вверх), с другими лицами (поток информации горизонтален) и с должностными лицами данного юридического лица (поток информации идет вниз).
Документы юридических лиц принимаются соответствующими органами данных лиц, действующими в пределах своей компетенции и приобретают статус с момента соответствующего оформления.
Данное оформление производится в форме изготовления документа, содержащего текстовую запись информации и снабженного атрибутами, допустимо идентифицирующими источник документа (бланк, печать, подпись).
Третьим источником документов являются граждане.
Данные лица могут участвовать в бизнесе в качестве сотрудников предприятий и в качестве представителей предприятий.
В качестве контрагентов они выступать не могут по причине необходимости предварительной регистрации в соответствующем статусе.
Придание статуса документу, порождаемому гражданином осложняется отсутствием у него соответствующих средств личной идентификации.
Данная проблема разрешается введением специального государственного института, идентифицирующего гражданина и присваивающего документу соответствующий статус.
Данный институт именуется « нотариатом ».
Существует еще один специфический источник документов, который однако не входит в число источников данного государства.
Данным источником являются органы власти и управления, юридические лица и граждане других государств.
Данные лица, допустимо (для своего государства) порождают соответствующие документы, которые могут содержать информацию, которую будет необходимо использовать в другом государстве.
Для того, что бы данное использование стало возможным, необходимо перенести документ из одной юрисдикции в другую, при этом сохраняя его статус на всех переносах.
Данная процедура переноса силы документа из одного государства в другое именуется « легализацией ».
Классификация документов
Критерии классификации документов могут быть различны.
В основу классификации, в зависимости от целей данной классификации, могут быть положены различные критерии : критерии источника документа, формы или содержания документа.
В соответствии с первым критерием документы можно классифицировать на государственные, межфирменные и внутрифирменные, в соответствии со вторым - на бумажные, пластиковые, электронные и т.д., в соответствии с третьим - на правоустанавливающие, организационно - распорядительные, информационные, товаросопроводительные, товарораспорядительные и т.д.
В любом случае классификация производится с конкретными целями, исходя из которых и производится.
Документация предприятия
Вопросы документации предприятия мы уже рассматривали в главе, посвященной созданию предприятия.
Здесь мы лишь кратко систематизируем все эти вопросы.
Итак, вся документация предприятия распределяется по следующей схеме :
Внешняя
Государственная (с органами власти и управления)
Идущая на предприятие
Нормативная (адресованая всем)
Распорядительная (адресованая предприятию)
Идущая из предприятия
Переписка с органами
Обжалование действий (в суде)
Межфирменная (с лицами на договорной основе)
Коммерческая (по бизнесу)
Сервисная (по отношениям без прибыли)
Внутренняя Учредительная документация
Учредительные документы
Регистрационные документы
Административная
Должностная (штатные расписания, инструкции)
Кадровая (трудовые контракты)
Акционерная (реестры и т.д.)
•  Деньги
 
Функции денег
•  Государственная
 
Деньги являются исключительным атрибутом государства.
Вне государства денег не существует.
Данная функция денег заключается в обеспечении (наравне с правоохранительными органами) государственного управления.
Деньги обслуживают данное управления.
С помощью денег (и только с их помощью) происходит общественно выгодное перераспределение средств, в виде изъятия средств у одних и передаче их другим.
Деньги являются наименее болезненной формой государственного грабежа, государственной продразверстки, государственных обязательных работ.
Вместо того, чтобы делать все это, государству достаточно всего лишь заставить граждан пользоваться деньгами.
В этом случае оно получает гораздо более мощное оружие.
Ему (государству) уже не нужно ходить по деревням и из потаенных подвалов с криками и мордобитиями изымать продукты для прокорма армии - достаточно всего лишь напечатать соответствующее количество денег и купить эти же самые продукты на ближайшем рынке.
Ему не нужно по тем же самым деревням для той же самой армии отлавливать рекрутов - достаточно всего лишь напечатать немного денег и рекруты сами будут проситься в эту же самую армию и т.д.
Причем государству можно не напрягаться даже по поводу самого печатания новых денег, достаточно всего лишь грамотно изымать уже имеющиеся деньги из оборота.
Для этого правда придется полностью контролировать оборот, но это просто - достаточно всех обязать осуществлять оборот через соответствующие государственные службы, или даже еще проще (чтобы не тратиться и не напрягаться по поводу создания данных служб), можно позволить населению создавать подобные службы (банки) самим, с обязанием предоставлять полный отчет по их работе.
•  Личная
Для лиц (физических и юридических) деньги не имеют ни малейшего смысла.
Их нельзя использовать ни для какой вразумительной пользы (кроме разве что растопки купюрами и украшения монетами).
Иногда в некоторых якобы умных книгах встречаются фразы относительно того, что деньги являются незаменимым средством обмена ценностями и стоимостями, этаким мостиком между действующими на рынке лицами.
Однако это не так (что в принципе плохо).
Дело в том, что данные лица, в процессе общения между собой вполне способны найти (и с успехом находят) всевозможные иные средства, решающие те же самые задачи.
И при этом данные средства (мы их рассмотрим далее) не являются деньгами и соответственно при их обороте не надо делиться с государством.
Однако, рассматриваемые лица существуют (люди - как граждане, предприятия - как юр. лица) в государстве и если верить классикам не могут быть от этого государства свободны.
Данная несвобода заключается в вынужденной (см. выше) необходимости пользоваться деньгами.
Итак первая и главная личная функция денег заключается в осуществлении общественно допустимого оборота.
В принципе деньги можно использовать для решения некоторых других личных задач, таких как например накопление средств (текущее и аккумулирующее), однако все эти задачи опять же могут быть решены более успешно путем использования иных средств (так например пресловутые доллары ДЕНЬГАМИ (то есть ЗАКОННЫМ средством платежа) не являются (в РФ разумеется)).
Форма денег
В государстве деньги существуют в двух формах – физической (наличной) и формальной (безналичной).
Физическая форма денег (существующих в виде купюр и монет) служит для облегчения оборота средств в области личного потребления, в которой применение формальных денег связано с большими расходами.
Формальная форма денег применяется в обороте между государством и организациями, между самими организациями и в некоторых случаях при обороте между организациями и гражданами (в одну сторону - например начисление зарплаты на карточку, в другую - например оплата с карточки крупных покупок ).
Формальные деньги существуют в виде соответствующих учетных записей, отражающих информацию о величине средств, принадлежащих некоторому лицу.
Передача средств от одного лица к другому осуществляется в виде корректировки учетных записей, соответствующих средствам данных лиц.
Данные учетные записи принято именовать счетами, а организации, осуществляющие операции со счетами - банками, хотя и то и другое не совсем правильно.
« Деньгооборот »
Как же и откуда появляются деньги.
Для начала разберемся с наличными деньгами.
Наличные деньги составляют небольшую (и постоянно уменьшающуюся) часть от общего количества денег в государстве.
Как мы уже знаем, наличные деньги обслуживают денежный оборот в частном секторе экономики.
Если некоторое лицо, имеющее (на счете) некоторое количество средств, хочет часть данных средств потратить на приобретение некоторого товара или услуги, то оно может перечислить эти средства на соответствующий счет владельца товара или услуги.
Если данное перечисление связано с несоразмерными затратами сил и времени (пойти в свой банк, выписать платежку, дождаться перечисления, получить подтверждение и т.д.), то рассматриваемое нами лицо может обратиться в свой банк и снять со счета некоторое количество средств, переведя их в физическую, наличную форму.
Имея деньги в наличной форме лицо может оплатить ими любой товар или услугу в данном государстве (как мы уже знаем государство заставляет всех принимать данные деньги).
Лицо, получившее наличные деньги за реализованный товар или услугу сдает данные наличные деньги в свой банк, с зачислением величины средств на его счет.
Может показаться, что разрешая оборот наличных средств государство выпускает их из под своего контроля, однако это не так.
Наличный оборот находится под полным контролем государства.
Во первых оно контролирует прием средств организациями (посредством налогового учета и лицензирования их деятельности и кассового учета приема наличности), а во вторых, оно контролирует крупные деньгоперемещения между самими гражданами (посредством государственного декларирования и учета всего сколь - ни будь ценного, включая дома, машины, суда и даже нательные украшения ( ! ) ).
Наличные деньги выпускаются государством.
Оно печатает купюры и чеканит монеты.
И то и другое государству не очень выгодно.
Купюры быстро теряют свое качество, и их приходится изымать (что производится бесплатно для населения, но стоит колоссальных денег) и допечатывать а себестоимость изготовления монет (особенно самых мелких) превышает их номинал (килограмм граммовых или алюминиевых латунных копеек РФ имеет номинал в десять рублей, при рыночной цене одной только латуни или алюминия в полтинник и это без стоимости изготовления).
Однако, государство заставляет всех пользоваться деньгами и поэтому обязано обеспечивать и обслуживать их оборот.
Итак, наличность - это всего лишь небольшая часть средств, снимаемых со счета для мелких расходов.
Откуда же деньги появляются на счете.
Их туда кто то перечисляет, приобретая у владельца счета товары и услуги.
Откуда эти товары и услуги у самого владельца счета.
Он их приобрел у кого то другого (перечислив этому другому средства), либо же произвел сам, из материалов и услуг, опять же приобретенных у других лиц.
Таким образом, денежная масса не увеличивается, а плавно перетекает от одних лиц к другим, сообразно с передачей товаров и услуг.
В принципе, данный оборот может идти с постоянным количеством денег в обороте, так как государство может в рамках данного оборота полностью обеспечивать свои нужды, снимая с каждой совершаемой операции, а также с каждого имеющегося в государстве объекта (с владельца этого объекта) небольшую часть стоимости.
Однако государству по тем или иным причинам может потребоваться денег сразу и много (так что их нельзя будет плавно и постепенно собрать в виде налогов).
В этом случае государство может просто-напросто изменить значение счетов государственных органов, которым данные деньги предназначены.
Данное действие (именуемое эмиссией) приводит к изменению соотношения количества денег в обороте и количества реальных объектов, которые за эти деньги можно приобрести (последнее как нетрудно догадаться остается неизменным).
Данный процесс удешевления денег (именуемый инфляцией) представляет собой не что иное, как универсальный и всеобъемлющий налог, от которого в принципе нельзя уклониться.
Его платят абсолютно все лица государства (те, кто пользуется деньгами).
По большому счету, государство может отменить все остальные налоги, оставив только инфляционный (при этом налоговая политика будет заменена на дотационную).
С точки зрения экономики это будет абсолютно равнозначно.
Так, если при налоговой политике некоторое лицо заработало сто рублей и из них половину отдало в налоги и платежи, то при дотационной политике все заработанные деньги остаются у него, но государство просто дописывает на счета дополнительное количество денег, так, чтобы на сто (немного обесцененных) рублей лицо могло приобрести столько же товаров и услуг, сколько оно бы приобрело на пятьдесят необесцененых рублей.
Как производится перечисление средств со счета на счет.
Если и плательщик и получатель средств имеют счета в одном и том же банке, то производится списание средств со счета плательщика и их зачисление на счет получателя. если плательщик и получатель имеют счета в различных банках, то применяется механизм зачета (клиринга).
Он заключается в том, что сами банки открывают у себя счета друг друга.
При необходимости перечисления средств из банка в банк, банк плательщик увеличивает значение имеющегося у него счета банка получателя, а банк получателя уменьшает значение имеющегося у него счета плательщика. Баланс достигается за счет уравновешивания потока средств в прямом и обратном направлении.
Раньше существовала громоздкая система расчетов через расчетно-кассовые центры, однако в настоящее время практически все банки имеют друг с другом корреспондентские отношения, и работают по системе зачета.
Заменители денег
Итак, основной и единственной функцией денег является обслуживание коммерческого товарооборота.
Однако, как мы установили выше данное обслуживание производится в принудительном порядке и по этой причине не может быть выгодно конкретному лицу ( в нашем случае предприятию).
В связи с этим логично предположить, что предприятия будут стремиться использовать в целях обслуживания оборота какие ни будь иные, более выгодные инструменты.
Рассмотрим данный вопрос.
Для начала рассмотрим задачу накопления средств. накопление может быть текущим, при котором запасы средств образуются в результате временных промежутков между операциями и аккумулируемым, при котором средства накапливаются до достижения определенного количества, с целью последующего использованию всей суммы.
Текущее накопление денег, особенно при небольших и заранее не известных сроках их последующего востребования допустимо. кроме того, данное накопление производится на счете в банке, который на находящиеся на счете средства (на остаток на счете) будет начислять определенный процент, в принципе компенсирующий их инфляционное обесценивание.
Использование денег с целью аккумулируемого накопления нерационально.
Во первых за время накопления денег может произойти их непрогнозируемое обесценивание, а во вторых, за этот же самый период имеющиеся средства можно попытаться использовать для извлечения дополнительного дохода.
По этой причине временно свободные деньги могут быть использованы в бизнесе или могут быть вложены в менее рискованные активы.
В качестве подобных активов могут выступать материальные объекты (например недвижимость или товар в пути), более стабильная иностранная валюта, драгоценные металлы, ценные бумаги и т.д.
При этом однако необходимо понимать, что во первых любой из объектов вложения будет менее ликвиден чем чистые деньги, во вторых каждый из них будет иметь присущие ему риски и наконец в третьих, что и при прямом вложении и при обратном извлечении денег могут быть дополнительные расходы, в виде налогов, оплаты конвертации, затрат на хранение и т.д.
Теперь рассмотрим возможные замены деньгам в части функций по обслуживанию оборота.
Для того, чтобы какое либо средство решало данную задачу, оно должно позволять постоянно и беспрепятственно
производить преобразование в денежную форму и обратно.
Кроме того данное средство должно быть общеупотребимым, то есть должно позволять производить обмен между двумя произвольными лицами.
В качестве подобного средства (например в РФ) может (для маленьких сумм и с ограничениями) использоваться иностранная валюта в форме наличных средств (безналичный валютный расчет во первых законодательно осложнен, а во вторых абсолютно бессмысленнее) и (для крупных сумм) некоторые широко распространенные ценные бумаги (типа векселей Газпрома, ГКО и т.д.).
В принципе в качестве частичных заменителей денег могут выступать всевозможные системы с накопленными суммами (наподобие метрокарточек, телефонных карточек и т.д.), однако во первых для полноценной замены необходимо пополнение средств данных карточек, а во вторых вся данная область по уже знакомой нам причине находится под полным и неусыпным контролем государства.
В заключении расскажем об одной интересной разновидности инструментов, которая в принципе через некоторое время способна кардинально изменить ситуацию с контролем над деньгооборотом.
Как уже наверное догадался читатель речь идет об INTERNET -платежах.
Данные системы представляют собой средство заказа, оплаты и получения реального товара практически обходя государственную систему контроля.
Причем главной особенностью этого обхода является его практическая законность.
Сами по себе данные системы являются неполными, так как представляют собой инструмент расходования средств, однако в сочетании с таким инструментом INTERNETа, как удаленная и телеработа позволяют обойти государство не только в вопросах расходования средств, но и в вопросах их зарабатывания.
В настоящее время данные средства находятся в зачаточном состоянии, однако скорость их развития высока, и в не очень отдаленной перспективе они способны существенно изменить описанную нами систему государственного регулирования денежного оборота.