Управление некоммерческими рисками

Управление некоммерческими рисками
Если существует бизнес, значит, существует некоторое место, из которого и в пределах которого данный бизнес осуществляется.
Если существует место, значит, существует опасность нанесения данному месту ущерба в результате пожара.
Технические причины загорания в виде например низкого качества проводки устранить достаточно просто, однако существуют и иные, системные причины возможного возгорания, обусловленные наличием соответствующих недоброжелателей.
Устранение данных причин является задачей сложной настолько, что имеет смысл подумать не об устранении возможности возгорания, а об устранении его последствий, например в виде монтажа системы пожаротушения.
Однако система пожаротушения сама может стать объектом деструктивных действий, в соответствии с чем, имеет смысл дополнить ее соответствующим обслуживающим персоналом.
Правда в этом случае недоброжелатели могут использовать данный персонал для своих целей.
В связи с этим, имеет смысл дополнить наличие персонала наличием специальной службы, контролирующей его деятельность и т.д.
Если бизнес связан с наличием и оборотом некоторого количества денег, то имеет смысл поместить их в специально приобретенный для этих целей сейф.
Однако, в случае наличия данного сейфа потенциальные злоумышленники не будут утруждать себя поисками и изъятиями иных средств, сосредоточившись на сейфе.
Возможным решением данной проблемы может стать распределение денег по многим неочевидным местам в помещении.
Правда стоит признать, что в этом случае злоумышленники могут воспользоваться помощью кого - ни будь из работающих для постепенного, скрытого поиска данных мест.
Что бы этого избежать, достаточно каждый раз прятать деньги в новых местах, однако это может затруднить их оперативное использование.
Лучше всего вообще не держать деньги в помещении, а оперировать ими через банк.
Это решит все проблемы, естественно за исключением тех, которые всенепременно и сразу же возникнут уже в самом банке.
Риск привлечения работников предприятия к нанесению данному предприятию ущерба достаточно просто устранить, введя строгий, скрытый и всеобъемлющий контроль за персоналом.
Еще лучше будет ввести систему поощряемого, платного осведомительства.
Правда в этом случае занятые написанием доносов работники будут отвлекаться от своей основной работы, что приведет к ухудшению ее качества.
Ну и кроме того, появится огромное количество людей, горящих желанием сурово наказать родное предприятие за данную деятельность, что в самом скором времени материализуется во всевозможные неприятности, начиная от анонимок в проверяющие инстанции и заканчивая крупномасштабными диверсиями.
Опасность снижения качества продукции можно избежать, применяя новые, прогрессивные технологии и оборудование.
Однако при их освоении персонал будет гарантировано совершать многочисленные ошибки, которые помимо существенного ухудшения качества продукции могут привести и к полному краху предприятия.
Данное описание можно продолжать до бесконечности.
Однако мы этого делать не будем.
Читатель уже наверняка сам понял основополагающий закон управления рисками : "Если чего где прибыло, значит, это где то убыло и наоборот."
Совокупная масса рисков находится в состоянии динамического равновесия : устранение одного риска тут же неумолимо порождает другой риск.
Ну и кроме того, как мы уже отмечали ранее, затраты на устранение риска сами по себе несут для предприятия определенный риск, в плане запаса устойчивости всего бизнеса.
Ранее, мы уже рассматривали такие способы управления, (то есть не устранение вообще, а замену одних рисков на другие) коммерческими рисками, как диверсификация бизнеса и дробление размера коммерческих операций.
Для управления некоммерческими рисками эти способы так же применимы но кроме того существуют еще некоторые дополнительные способы, обусловленные субъективной, личностной спецификой данных рисков.
Некоммерческие риски предприятия основаны на неблагоприятном для данного предприятия отношении некоторого лица или группы лиц.
В связи с этим, управление данными рисками может строиться в двух направлениях : максимально возможное сокращение доступа потенциальных недоброжелателей к информации о предприятии, способной превратить их в действительных недоброжелателей и максимальное затруднение будущего нанесения ущерба уже имеющимися (но пока неизвестными) недоброжелателями.
Первая задача решается путем сокрытия информации о деятельности предприятия, начиная с элементарного разграничения доступа к служебной документации и кончая схемами распределенной работы (и соответственно информации), при которой различные работники и подразделения одного предприятия связаны функционально, но распределены пространственно (а еще лучше юрисдикционно).
Вторая задача дополнительно к предыдущим способам может решаться путем целевого создания препятствий для возможного нанесения ущерба.
Данные препятствия могут быть явными для недоброжелателя и рассчитанными на его отказ от нанесения ущерба (при этом однако есть опасность что недоброжелатель может обойти данное препятствие стороной, изменив форму ущерба (ничего не поделаешь - закон сохранения риска)).
Препятствия могут быть и скрытыми, и в этом случае они будут выполнять задачу минимизации размера наносимого ущерба.

Тендеры