Работа арбитражной фирмы

Работа арбитражной фирмы
В предыдущей главе мы осветили вопрос функционирования арбитражного подразделения предприятия, при разрешении коммерческих споров, возникающих с участием данного предприятия.
В данной главе вы рассмотрим вопросы деятельности арбитражной фирмы, арбитражного отдела юридической фирмы или специализирующегося на арбитражных делах частнопрактикующего адвоката, работающих по чужим спорам, на финансовой основе.
Данная деятельность, несмотря на схожесть с деятельностью описанной ранее имеет и свои, сугубо специфические особенности, обусловленные принципиальным различием в целях и задачах двух данных видов деятельности.
Принципиально различаются мотивация и целесообразность.
При работе в рамках предприятия специалисты являются обычными наемными работниками, получающими за свою работу, определяемую временем фиксированную оплату.
Являясь нанятыми работниками (которых могут и уволить), специалисты вынуждены выполнять ту работу, которую им поручает администрация.
Без учета целесообразности и своевременности данной работы, без возможности варьировать проработанность различных вопросов и без возможности планировать весь ход работы.
При арбитражной работе как форме бизнеса, есть возможность формирования устойчивых объединений (групп) специалистов, есть возможность планирования затрат сил и средств по каждому заказу и даже есть возможность полного отказа от работы (клиента).
Как правило, дела (коммерческие споры) приходят на фирму уже в стадии активного судебного противостояния.
В отличии от этого, штатный отдел фирмы имеет возможность наблюдать за развитием конфликта с самого начала.
Есть еще целый ряд других отличий, которые в своей совокупности позволяют рассматривать две данные формы арбитражной работы как две различные деятельности.
Рассмотрим некоторые аспекты арбитражной работы как бизнеса.
Для начала рассмотрим вопрос классификации клиентов, обращающихся за помощью, а потом приведем некоторые соображения относительно принципов и методов оказания данной помощи.
2. Классификация клиентов.
Обращаем особое внимание читателя на то, что классифицируются не сами проблемы , и даже не предприятия , перед которыми данные проблемы возникли (и то и другое на практике не столь важно).
Классифицируются именно клиенты арбитражной фирмы, то есть именно те лица, которые непосредственно обращаются в фирму и от которых зависит весь механизм последующего рабочего взаимодействия (если таковое будет).
Данные лица, безусловно, причастны к руководству предприятием, но не обязательно должны являться его руководителями.
Классификацию будем проводить по некоторым различным критериям, с объяснением практического значения различий.
- Роль лица на предприятии.
Практически все лица, обращающиеся в фирму, имеют статус непосредственных помощников руководителя предприятия.
Данные лица могут обратиться либо по согласованию с руководителем, либо в инициативном порядке, для получения предварительной информации, необходимой для подобного согласования.
Данные лица имеют полное представление о ситуации и имеют возможность, используя свое положение на предприятии решать текущие рабочие вопросы.
Иногда обращаются сами руководители.
Это может свидетельствовать либо о факте отсутствия у них достойных помощников, либо о факте отсутствия у них организационно-административных способностей, либо о факте нежелания посвящать сотрудников фирмы в некоторые аспекты деятельности.
В любом случае, надо им объяснить, что в случае начала реальной работы, им придется выделить специального сотрудника, который будет отвечать за взаимодействие с Вами.
- Юридическая подготовка / арбитражный опыт.
Наличие у данного лица обще юридической подготовки, а тем более опыта арбитражных разбирательств играет огромную роль.
Настоящее время характеризуется полным отсутствием, каких либо связей реального бизнеса с законодательно-нормативным массивом.
Подавляющее большинство реально работающих лиц в процессе своей деятельности постоянно контактирует с различными и всевозможными представителями государственной власти, и экстраполируют данный опыт на сферу арбитражного разбирательства.
Они даже представить себе не могут что в арбитражном суде, с судьей им не удастся договориться так же, как они всю жизнь договаривались с налоговым, таможенным, строительным или торговым инспектором.
Соответственно они абсолютно себе не представляют возможных последствий возможного решения суда.
И соответственно они не могут объективно оценить полезность и соответственно стоимость данных юридических услуг.
Если же непосредственный представитель имеет юридическую подготовку, либо каким либо образом знаком с арбитражной спецификой а тем более уже участвовал в арбитражных разбирательствах, его не нужно ни в чем убеждать, он сам все знает.
- Личная заинтересованность.
Наличие личной заинтересованности лица в успешном разрешении данного, конкретного дела зачастую может сыграть решающую роль.
Соответственно отсутствие подобной заинтересованности может в последствии привести к неприятным и даже неразрешимым проблемам.
- Финансовая точность.
Ничто так не повышает доверие, как предоплата.
Под финансовой точностью подразумевается аккуратность и принципиальность данного лица в вопросах оплаты.
Сложность его позиции обусловлена тем, что ему приходится (причем неоднократно) просить у руководителя деньги, причем просить не для себя, а для посторонней фирмы.
И здесь возникает важный и принципиальный момент.
Дело в том, что обладая элементами интеллекта, данное лицо прекрасно понимает, что хорошая работа не может стоить дешево.
Соответственно ограничивая размер оплаты предприятие само ограничивает уровень работы и качество данной работы.
Выбирая между необходимостью выбивать финансирование арбитражной работы и необходимостью как можно меньше досаждать начальству, многие лица подходят к вопросу оплаты услуг по принципу "сделайте мне работу вот на эти деньги".
В этом случае у фирмы не остается другого выхода, как просчитать количество оплаченного рабочего времени и чисто номинально его отработать.
Подобного рода работы выполняются фирмой в фоновом режиме, без сколь ни будь значимых затрат умственной и нервной энергии и с соответствующим результатом.
Иногда встречаются и еще более тяжелые ситуации, когда подобный представитель с серьезным видом предлагает фирме произвести всю работу на условиях оплаты по положительному результату.
Заранее нельзя определить, чем в каждом конкретном случае обусловлена подобная позиция.
Иногда это тяжелая умственная патология, иногда - последствие нервного напряжения, а иногда - часть сложной, тонкой, многоходовой административно-служебной комбинации.
В любом случае к серьезной работе (и соответственно к оплате) это не имеет ни малейшего отношения.
3. Принципы и порядок работы.
С чего начинается работа с клиентом.
С первого звонка и с первого разговора.
В подавляющем большинстве случаев на данном разговоре все и заканчивается, но иногда бывают исключения.
В процессе данного разговора потенциальный клиент пытается составить себе представление о данной фирме, о порядке дальнейшей работы, о параметрах данной работы и о ее целесообразности.
Клиент задает разные специфические вопросы о стоимости работы, ее продолжительности и гарантиях результата, а фирма задает специфические вопросы о существе спора и о его текущем состоянии .
Специфичность вопросов обусловлена не умственными патологиями общающихся, а тем обстоятельством, что это их первый разговор.
Фирма конечно же сама прекрасно понимает, что во первых не совсем серьезно пытаться получить от не специалиста точную информацию о процессуальном положении арбитражного дела, ( в котором и не каждый специалист может сразу разобраться), а во вторых, что совсем несерьезно пытаться на основании таким образом полученной информации давать какие либо консультации и заключения.
Клиент точно так же прекрасно понимает, что во первых наивно и некорректно требовать от фирмы определения точных параметров работы, о которой фирма не имеет ни малейшего представления, а во вторых будет вдвойне некорректно впоследствии ссылаться на данные параметры.
Но это первый разговор, поэтому можно все.
Конечно, идеально свести его всего к одной фразе - предложению принести на фирму все имеющиеся по делу документы и дать время на их изучение, однако, учитывая текущее состояние дел с правовой и информационной подготовкой потенциальных клиентов, стоит учитывать возможность отсутствия продолжения отношений.
Достаточно часто встречаются ситуации, когда не до конца определившийся клиент звонит по всем имеющимся у него телефонам фирм и задает вопрос относительно ценовых параметров части работы.
Так например он может позвонить и на полном серьезе задать вопрос типа : "... а сколько у Вас стоит написать исковое заявление...".
Конечно же можно отложить все свои дела и подробно и популярно объяснить ему, что его вопрос равносилен вопросу к хирургу типа "... а сколько у Вас стоит разрезать брюшную полость...", но лучше вообще не тратить на него время, сославшись например на то, что старые исковые заявления кончились а новые завезут только на следующей неделе.
Если клиент в нынешнее непростое время сохранил остатки мыслительной активности, он соберет в кучу, все имеющееся по делу и принесет все это на фирму.
Если он САМ не предложит символическую оплату изучения документов (50 – 100$), то нужно попытаться выяснить у него, причины столь неординарного шага.
Если он, находясь в трезвом уме, считает, что Вы будете изучать его документы бесплатно, - то в зависимости от Вашего настроения, Вы можете или сослаться на внезапно начавшийся переучет дел, или на болезнь сотрудника, или просто подержать документы у себя пару дней, и вернуть их.
Начиная с этого момента, работа с клиентом переходит в следующую стадию - стадию изучения дела.
На данной стадии изучается именно дело, по имеющимся документам.
Задачей этого изучения является кропотливое восстановление фактического состояния дела.
Клиент о фактическом состоянии дела практически никогда не имеет ни малейшего представления.
В этом нет ничего удивительного.
Клиент, безусловно, знает о номинальных, чисто внешних параметрах дела, таких, например как количество заседаний суда, или оглашенные, резолютивные части решений, однако он чисто физически не может иметь подробной и точной картины происходящего.
Для того, что бы эту картину получить, специалисту (именно специалисту) необходимо сперва разобраться с каждым из решений и с каждой частью каждого решения в отдельности, затем сопоставить все эти части и решения друг с другом, после этого построить перспективные направления и шаги дальнейшей работы, а затем спрогнозировать последствия и реакцию на эти шаги.
Только после этого начнет вырисовываться некоторое подобие целостной картины происшедшего и происходящего.
Данная картина составляется для "служебного использования".
Ее совершенно не обязательно раскрывать клиенту, который с большой вероятностью данной картиной останется недоволен, что может привести к срыву заказа или снижению его цены.
Составленная картина позволит достаточно точно оценить объективную перспективу возможной последующей работы по данному делу, а так же объем и сложность данной работы.
Помимо перспективы объективной существует и субъективная, обусловленная возможными последующими действиями и бездействиями клиента.
Естественно, что предугадать их заранее невозможно, однако, используя приведенную ранее классификацию клиентов можно достаточно точно оценить вероятность совершения данных действий.
Составленная картина дела необходима для оценки финансовой перспективы работы по данному делу, которая служит отправной точкой для следующего важного этапа работы - заключения договора на работу.
На данном этапе со всей остротой встает уже рассматривавшийся нами ранее вопрос о принципах и приоритетах лица, непосредственно работающего с фирмой.
Абсолютно любой заказ фирма, занимающаяся арбитражной работой как бизнесом, расценивает с позиции выгодности, то есть с точки зрения соотношения "затраты - прибыль".
По этой причине, клиент получает от фирмы ровно столько, за сколько заплатил.
Вернее получает он не больше.
Не больше потому, что во многих случаях оплаченная, но недоделанная (по причине недоплаченности) работа не способна дать положительный результат и является абсолютно бесполезной для дела.
Задачей данного этапа для фирмы является определение политики при работе по данному делу.
Если клиент осознает последствия неблагоприятного для него развития событий и соответственно осознает последствия незаинтересованной работы фирмы по данному делу, он серьезно подходит к вопросам материальной заинтересованности и позволяет фирме в свою очередь серьезно подойти к работе по данному делу.
Если же он демонстрирует предпринимательский инфантилизм и финансовую близорукость, фирма принимает данные условия игры и честно (или почти честно) отрабатывает оплаченное время, удивляясь такому наплевательскому отношению к своим собственным деньгам.
Данный этап является определяющим для всей работы.
В этой главе мы не будем касаться содержательной части арбитражной работы, которой посвящен остальной материал книги.
Задача данной главы - проиллюстрировать и еще раз напомнить читателю, что технические детали и подробности любой работы являются вторичными по отношению к главному - цели и месту данной работы в деятельности заинтересованного лица.
Здесь полная аналогия с медициной – ОРГАНИЗМ алкоголика вылечить можно, причем достаточно легко, а вот САМОГО алкоголика – уже нет.