Работа арбитражной службы предприятия

Работа арбитражной службы предприятия
Вся совокупность деятельности арбитражной службы по ведению арбитражных дел объективно разделяется на два класса действий - на техническую, вспомогательную работу по обеспечению общего функционирования службы и на "критичную" работу, в которой решающее значение имеет не номинальное наличие какого-либо действия, а содержание и внутренняя специфика этого действия.
Так, например сдача искового заявления в суд - это работа техническая, составление - же этого искового - является работой критичной.
Техническая работа
Трассировка прохождения документов
Специфика арбитражного процесса состоит в том, что арбитражное дело в процессе своего разрешения "путешествует" в системе судов.
Сначала исковое сдается в канцелярию, потом оно попадает в коллегию, потом к судье и т.д.
В процессе судебного разбирательства приходится подавать различные заявления и ходатайства, продвижение которых по лабиринтам суда тоже надо отслеживать.
Если же дело переходит из первой инстанции в апелляционную, либо же из суда субъекта федерации в федеральный арбитражный суд соответствующего округа в этом случае уже приходится работать с несколькими канцеляриями по разным номерам одного и того же дела.
Подобная работа, несмотря на кажущуюся элементарность ужасно утомительна.
Если этой работой будет заниматься специалист, ответственный за составление какого-нибудь содержательного документа или за выработку линии спора по какому-нибудь конфликту, ему придется постоянно отвлекаться на всевозможные звонки и на малосодержательные разговоры с сотрудниками судебных канцелярий, что в конечном итоге просто не сможет не привести к существенному ухудшению качества подготавливаемых документов и как следствие - к уменьшению возможности достигнуть требуемый результат.
Для выполнения подобного рода работы целесообразно выделить в меру опытного сотрудника, который бы отслеживал продвижение в судах всех идущих дел и всех поданных документов.
Ознакомление с документами, взятие документов.
Существует еще один специфический вид технической работы, для выполнения которой, при ее достаточном объеме имеет смысл выделить специального сотрудника.
Это ознакомление с делом и взятие документов.
Ознакомление с делом - специфический тип деятельности, обусловленный характером арбитражного процесса.
Дело в том, что другая (по процессу) сторона в любой момент может подать в суд всевозможные заявления, ходатайства и отзывы.
Узнать о факте подачи этих документов, можно только ознакомившись с материалами дела и обнаружив там ранее отсутствовавшие документы.
Для того, чтобы более- менее оперативно отслеживать подобное развитие событий и соответственно при обнаружении новых обстоятельств принимать соответствующие меры, необходимо чуть ли не каждый день знакомиться в суде с материалами дела.
Для этого целесообразно выделить специального технического сотрудника, в обязанности которого будет входить ежедневный просмотр дел по идущим в суде процессам.
Соответственно при выдаче судом в адрес предприятия каких-либо документов этот сотрудник будет эти документы из суда и в суде забирать, что позволит избежать почтовых страданий.
Кстати говоря, на этого сотрудника логично возложить и функции сдачи в суд необходимых документов.
Взаимодействие с фирмами.
При принятии решения, о привлечении к участию в деле внешней организации специализирующейся на арбитражном разрешении коммерческих споров, (обычно по причине сложности спора или малочисленности собственной юридической службы), должны быть решены вопросы взаимодействия с данной организацией.
Во первых потребуется найти подходящую организацию, во вторых потребуется оценить ее возможности и наконец в третьих придется определить ценовые параметры сотрудничества.
Организацию придется снабжать имеющимися и вновь получаемыми документами и соответственно потребуется принимать от нее получаемые ею документы.
Взаимодействие должно быть налажено достаточно четко так как в противном случае, если например руководство предприятия (что достаточно часто встречается) посчитает, что привлечение юридической фирмы само по себе решает все проблемы , вероятнее всего возникнут крупные и неожиданные проблемы.
Критичная работа
Выработка линии спора, составление документов.
Выработка линии спора и составление документов - это деятельность, от которой напрямую зависит результат арбитражного процесса.
Для выполнения данной работы должны быть выделены наиболее высококвалифицированные специалисты.
Особенно это касается выработки линии спора.
Специалисты, занятые данными видами работ не должны отвлекаться на какие-нибудь другие работы.
Если юридическая служба предприятия не имеет в своем составе специалиста по арбитражному процессу, либо имеет только одного такого специалиста, строго необходимо обратиться за помощью в специализированную организацию.
В этом случае целесообразно возложить на данную организацию задачи выработки линии спора и участия в заседании.
Для экономии средств целесообразно обратится в несколько разных организаций с тем, чтобы, получив из них ответы и советы по существу одного и того же дела можно было составить более-менее объективное представление о сложившейся ситуации (не о самих фирмах, хотя и это тоже, а именно о ситуации).
Если линия спора выработана правильно, составление документов по процессу в соответствии с данной линией затруднений не вызовет.
Впрочем, и эту работу лучше поручить специалистам.
Работа в заседании
Явочная работа в заседании - деятельность исключительно для специалиста по процессу.
Представители предприятия в самом заседании тоже должны принимать участие.
Это необходимо на случай возникновения в процессе заседания вопросов, по которым могут дать пояснения только непосредственные участники рассматриваемых событий (опять же только после того, как специалист предоставит им слово).
Роль специалиста по процессу в заседании заключается в общем, ведении процесса, в общем, руководстве работой стороны на заседании.
Только специалист по процессу с богатым опытом работы сможет уловить изменение интонации и направления вопросов суда, сможет увести внимание суда от "недостойного внимания" фрагмента и сумеет сосредоточить внимание на "достойном" и т.д.
Самостоятельная работа в заседании неподготовленных и не имеющих опыта сотрудников даже абсолютно "правого" предприятия практически всегда заканчивается более или менее фатальным провалом.
Исполнение судебных актов
Исполнение судебных актов, так же как и работа в заседании - прерогатива исключительно специалистов.
Это обстоятельство обусловлено тем, что после вступления решения в законную силу и получения исполнительного листа при попытке осуществить взыскание взыскатель (по крайней мере в настоящее время) сталкивается с большим количеством процедурных сложностей.
И сами должники и связанные с ними третьи лица при попытке осуществить взыскание чинят всевозможные препятствия, правовую правомерность которых зачастую сложно оценить даже специалисту.
Например, что делать, если должник отказывается принять исполнительные документы непосредственно от взыскателя и предлагает ему сдать их в суд, с тем чтобы суд официальным путем выслал их в адрес должника.
Или наоборот, предлагает сдать оригиналы исполнительных документов и перезвонить завтра.
Разобраться и сориентироваться в подобных ситуациях могут только специалисты.